История финских компьютерных игр

· прочитаете за 22 мин.
История финских компьютерных игр

Середина и конец 80-х — золотое время для платформ ZX Spectrum и Commodore 64. Автор блога Finnish Retro Game Comparison Blog, вспоминает свою молодость и рассказывает о знаковых играх холодной Финляндии.


Знаете, я действительно горжусь тем, что живу в Финляндии и, поэтому, почему бы немного не рассказать людям о наших видеоиграх? И почему бы не начать с платформы, которая рекламировалась под слоганом «Национальный Компьютер»? Это не шутка, можете сами посмотреть на скриншоте. И я решил написать об этом для того, чтобы люди из других стран смогли узнать о чем-то новом, о чем-то необычном. Быть может, мой труд вдохновит людей по всему миру рассказать о чем-то подобном и про свою родину.

Моим первым домашним компьютером стал 48k ZX Spectrum, и он был очень крут, несмотря на довольно слабые возможности по звуку, резиновую клавиатуру и своеобразно работающую загрузку с аудиокассет. Самой ранней игрой на Speccy, которую я могу вспомнить, была Kultakuume (Gold Rush) Marko Aho и Kari Aaltonen, разработанную в 1985 и изданную Triosoft в 1986 году. У проекта был очень ограниченный тираж, где-то порядка 50 копий. На данный момент, практически невозможно найти физическую копию, даже в архивах Word Of Spectrum она отсутствует, но можете попробовать поискать ее на сайте автора — Marko Aho.

ZX Spectrum: Kultakuume (Triosoft, 1986)

Разумеется, это не самая первая финская игра вообще, так что, кто-нибудь, может попробовать провести свое расследование. Niila T. Rautanen поддерживает сайт, посвященный ретро-компьютерам, где имеется архив финского ПО для Commodore и Atari. Архив неплохо структурирован, и в нем довольно просто отыскать то, что вам нужно.

Сейчас уже не удивительно, что после выпуска C64 в конце 1982 года, первые релизы стали появляться в Финляндии уже начиная с 1983 года, в основном в виде листинга исходного кода в журналах. Успех компьютера был настолько велик, что приложение Mikro2000 для компьютерного журнала Tietokone, отделилось и трансформировалось в полноценный журнал MikroBITTI, который надолго время стал самый продаваемым журналом о компьютерах в Финляндии. Ближайшим конкурентам C64 — ZX Spectrum и MSX — было очень далеко до лидера.

Наряду с журналами, Amersoft стал первым финским издателем игр на физических носителях. Одними из первых релизов, выпущенными на дискетах и аудиокассетах, которые я могу вспомнить, были Raharuhtinas (примерно можно перевести как Moneyprince) и Yleisurheilu (Athletics).

Raharuhtinas, на мой взгляд, была попыткой создать нечто похожее на Dungeon Master, хотя, на самом деле, я все еще не совсем понимаю, как в это играть… Yleisurheilu была стандартной спортивной игрой с 13 видами соревнований: 6 дистанций забегов, метание молота, метание диска, прыжки в длину, тройной прыжок, метание копья, прыжок в высоту и толкание ядра. Помимо C64, Yleisurheilu была выпущена на платформе VIC-20.

Commodore 64: RahaRuhtinas (Amersoft, 1984)

Википедия сообщает, что C64 версия Afrikan Tähti (The Star of Africa, конверсия настольной игры) была издана в 1983 году, но все остальные источники утверждают обратное. К тому же, игра была издана Amersoft, а они начали свою деятельность уже после 1984 года, так что… Тем не менее, это, на удивление, хорошая игра, созданная Kari Mannerla, Jari Heikkinen и Otso Pakarinen.

Первой C64 викториной, утолившей жажду финнов к интеллектуальным развлечениям, стала, изданная Weilin+Göös в 1984 году и локализованная Ivan Berg Software’s Quizmaster. Игра, сейчас более известная как Tietomestari так же имела порт на VIC-20, но никто не знает, сохранились ли копии для этой платформы.

В конце 1984 года вышел первый релиз от известного финского программиста под C64  — The Odyssey. Игра и по сей день не слишком известна, но это была одна из тех вещей, позволявшая почувствовать гордость за страну, которая смогла добиться чего-то значимого на поле видеоигр. The Odyssey представляет собой экшен, основанный на мифологии Гомера, по крайней мере, так было написано на экране рейтинга. Музыка чудесна, графика на удивление хороша, а перемещение по диагонали недоступно. Да, можно перемещаться только по вертикали и горизонтали, и это требует некоторого времени для привыкания. Stavros Fasoulas, начинавший на VIC-20 с написания клона Pac-Man, был создателем этого шедевра.

C64: The Odyssey / VIC-20: Pac-Man (Stavros Fasoulas, 1984)

В 1985 году, голландский издатель Radarsoft начал продавать локализованные версии ПО в некоторых частях Европы, включая Финляндию. Наиболее известными из них были географические игры и адаптация Traffix/Verkeersrally, названной просто Liikennepeli (Traffic Game). Это достаточно известные продукты, поэтому не будем на них подробно останавливаться (упомяну лишь, что Dictator компании dk’tronics так же был переведена на финский в 1983 году).

Еще одни журналом о компьютерах был Floppy Magazine, основанный в марте 1985 года, появление которого внесло некоторое разнообразие в нишу любительских проектов. Самым известным персонажем журнала, по крайней мере, для нас, был Uncle Ilpo, бесславный секретный агент с новыми историями в каждом номере. Среди других известных игр, выпущенных в течение 3-х летнего жизненного цикла журнала, можно упомянуть Viljo, Return to the Home Castle, Sanghai, Space Cards и The Crucible.

Слева направо: 1. Suopon agentti Ilpo Piipponen & kirjeisiin kätketty kuolema, 2. Viljo, 3. Sanghai, 4. The Crucible (всё C64)

Со временем, учебные заведения начали приобретать все больше компьютеров C64, и, разумеется, им нужна была компания, которые занималась бы поддержкой и разработкой программного обеспечения. Так, на горизонте появилась фирма Koulun Erityispalvelu Oy, создавшая обучающие программы по чтению, письму, основам математике и бог знает чему еще. Большинство из этих продуктов использовали синтезатор речи PS-64, так что, если вы хотели обучаться при помощи данного ПО на дому, приобретение этих программ встало бы вам в кругленькую сумму.

Разумеется, делать этого не хотел никто. Чуть позже, компания Kielinauhat Ky выпустила свой набор обучающих программ, объединенных в серию под общим названием Treenari, куда входили уроки по математике, английскому, финскому и шведскому языку. Их софт работал без PS-64, что снижало цену конечного продукта, но, все равно, купить его было довольно сложно.

Слева: Treenari Ruotsi & Matematiikka (Kielinauhat Ky, C64); Справа: Joe the Whizz Kid (1985, ATA Software, C64)

Stavros Fasoulas, первый финский программист, ставший известным, заканчивает разработку своей второй игры и самостоятельно выпускает ее. Конечно, от этого он не становится крупным паблишером, но уже кое-что. Joe the Whizz Kid — аркадная игра про большой супермаркет, с мелодией песни That’s All группы Genesis в качестве заглавной темы. Мне никогда не удавалось пройти в ней достаточно далеко, возможно у меня была предварительная версия игры, или же она была просто записана на турбо-ленты, я не знаю.

1986 год открыл миру еще одного разработчика — Jukka Tapanimäki. Его первыми играм были простенький 3D-шутер Monoliitti (Monolith), распространяемый через журнал MikroBITTI, и interactife fiction Aikaetsivä (Time Detective), изданная Triosoft.

Слева: Monolith (MikroBITTI, 1986); В центре и справа: Aikaetsivä (Triosoft, 1986)

Первый большой хит Stavros’аSanxion, был издан компанией Thalamus в 1986 году. Это был side-scroller shoot’em-up, где экран разделялся на две части — в одной был вид сверху, а в другой классический вид сбоку. По сути, это был 3D-шутер — ваш мозг просто должен был преобразовать две картинки с экрана в 3D. Кто-то мог слышать о порте (или ремейке, как его назвали создатели) этой игры для Spectrum, изданной в 1989 году группой людей, объединенных названием Softstorm Developments, куда входили Dave Thompson, Jarrod Bentley, Dennis Mulliner, Wally Beben и Rob Hubbard. Музыка к ремейку заслужила приз как лучший саундтрек года, но сама игра осталась относительно неизвестной, в основном из-за ненадлежащего качества исполнения.

Sanxion (Stavros Fasoulas/Thalamus) - слева: C64/1986 , справа: Spectrum/1989

Тем временем, фанаты компьютера MSX самостоятельно выпускали свои проекты. Teknopiste представила трилогию приключенческих игр Bomulus и аркаду Mr. Seek. Ikesoft выпустила Diamond Luis — упрощенную и замедленную версию Boulder Dash, а Boss Company издала свой мегахит, Miner Machine, позже переизданный двумя другими компаниями, а в 1987 году был выпущен сборник. Сейчас физические копии всех этих игр чрезвычайно тяжело достать.

Слева: Mr. Seek Kaivosseikkailu (MSX, Teknopiste 1985); Справа: Miner Machine (MSX, Boss Company 1986/Eaglesoft 1987)

Но у поклонников C64 было секретное оружие: игры по лицензиям. Chart Top Design, совместно с Tikkurila, крупнейшей финской лакокрасочной компанией, разработала компьютерную игру для продвижения бренда Tikkurila. Ею стала Painterboy, одна из самых известных игр во всем мире, даже не смотря на то, что очень маленький процент людей понимает, что в ней вообще происходит.

Что ж, сейчас объясню: вы играете за Сына (Poika!), чья работа заключается в выборе правильного типа краски для окрашивания здания. У вас есть пять банок с краской, и, если все сделать правильно, то вы сможете продвинуться далее, не выслушивая критику вашего отца, настоящего мастера Йода покрасочных работ. Следующим шагом станет необходимость добраться до места назначения, ориентируясь по компасу. Управление автомобилем реализовано в полу-реалистичном режиме: кнопка вверх увеличивает скорость, кнопка вниз уменьшает, кнопка влево делает поворот на 45 градусов против часовой стрелки, а кнопка вправо поворот на 45 градусов по часовой стрелке.

Когда вы прибудете на место, вам нужно будет покрасить синие части здания в красный цвет, попутно пытаясь не отвлекаться на посторонние вещи: девушек, собак, птиц и даже гранд мастера покрасочных работ собственной персоной, который иногда будет встречаться на вашем пути. К счастью, вам нужно лишь следить за тем, что случайно не покрасить его, когда он будет проходить мимо. Совершите две ошибки — и вы уволены. Три жизни на всю игру, и, да, это все что у вас есть. Звучит не слишком увлекательно, но это гораздо лучше другой игры по лицензии: Uuno Turhapuro Muuttaa Maalle.

Commodore 64: Painterboy (Chart Top Design, 1986)

Финский аналог Джеймса Бонда по количеству фильмов в серии, Uuno Turhapuro, это ничего не делающий ленивый засранец, который носит рваные майки, выглядит как самый упоротый бомж во всем мире и ведет себя словно звезда. Согласно IMDb, фильм получил, какой-никакой мировой релиз, и вышел под названием «Numbskull Emptybrook Back In The Country». В те времена это был большой хит, и вслед за «Рэмбо» и «Коброй», Uuno стал первой игрой по фильму на C64.

Сама игра представляет собой side-scroller с неплохой графикой, где вам даются 4 жизни, три адски длинных уровня и забагованная логика по обнаружению столкновений (hit detection). Я никогда не мог пройти дальше второго уровня, но даже первый был до идиотизма длинным и сложным. Что интересно, вступительная заставка игры отлично демонстрирует начало фильма: жена Uuno поняла, что больше не может так жить и решила уйти от него. В холодильнике ничего нет, кроме записки от жены Uuno, Элизабет…

Игровой процесс представляет собой аркаду, в которой реализованы три небольших эпизода из фильма: отличный саундтрек и забавные эффекты прилагаются. Персонаж Uuno, на удивление, детально анимирован: вы можете управлять скоростью передвижения, нажимая на кнопку и перемещая джойстик вверх или вниз, в тот момент, когда Uuno поднимает или опускает свою руку. Pasi Hytönen написал прилично выглядящую игру с отличным игровым процессом, даже несмотря на его идиотскую сложность, а Jori Olkkonen (Yip) сопроводил все это стоящим саундтреком. В номере 6-7/1988 журнала MikroBITTI упоминался сиквел Uuno Turhapuro, но, судя по всему, он так и не был никогда выпущен.

Commodore 64: Uuno Turhapuro muuttaa maalle (Amersoft, 1986)

1987 год — середина жизненного цикла C64 — отметился выходом игры Delta, за авторством Stavros Fasoulas’a. Это один из величайших side-scroller шутеров на C64. Определенно, достойный соперник Nemesis. Ничего сверхъестественного, но просто отлично выполненный современный космический action. Экран загрузки, однако, имел свои особенности. Вы могли настроить музыкальное сопровождение под свой вкус с помощью тюнера, добавляя или убирая определенные дорожки. Чумовая штука, но реализована она была Робом Хаббардом (Rob Hubbard).

В этом же году Stavros выпускает еще одну игру — головоломку QuedexQuest for the Ultimate Dexterity. Довольно сложно что-то про нее сказать, так как игра разделена на 10 уровней, некоторые из которых имеют собственные подуровни и довольно сильно различающуюся механику. Просто посмотрите сами. Quedex, пожалуй, моя самая любимая игра у Stavros’a. Оба релиза были выпущены компанией Thalamus.

Commodore 64: Quedex & Delta (Stavros Fasoulas/Thalamus, 1987)

Тем временем, Jukka Tapanimäki убеждает представителей English Software в богатом потенциале своей новой задумки, что выливается в релиз Octapolis. Игра комбинировала механику Sanxion и Uridium и чередовала элементы платформера с космическим шутером. Великолепная реализация всех аспектов: графика, звук, геймплей. Пожалуй, это лучшая аркадная игра, которую мы могли сделать для C64, по крайней мере, в классическую эру.

Jori Olkkonen, написавший саундтрек для уже упомянутой выше Uuno Turhapuro, пишет несколько треков для игр Gigglywurx и Firebird’s BMX Kidz, которые можно услышать на экранах рейтинга.

Сверху: Octapolis (Jukka Tapanimäki/English Software, C64, 1987); Снизу: BMX Kidz (Firebird, 1987; композитор Yip)

Еще одной викториной стала Nero 2000 (Genius 2000), но, помимо стандартной для жанра механики, разработчики немного расширили правила игрового процесса. Вы выбираете из 4-х наборов вопросов, и, играете либо против компьютера, либо против второго игрока. На старте у вас есть 100 очков, на которые можно делать ставки. Вы ставите очки на вопросы, и, либо проигрываете, если отвечаете на вопрос не так, как записано в базе данных игры, либо выигрываете с коэффициентом 2, 3 или 4, в зависимости от того, на что поставили. Помимо этого, у вас есть 10 лампочек, перегорающие после каждого неправильного, и загорающихся после каждого правильного ответа, причем, в начале игры, зажжены всего 5 лампочек. Игра была издана на C64 (дискеты и кассеты) и PC, но ходили слухи о портах и на другие платформы.

Nero 2000 (Bio-Syntax Method Oy, 1987) Сверху: PC; Снизу: C64

Не самая известная, но одна из самых популярных финских игр для MSX — Talvisota (или Talvisota 1939, как написано в инструкции и на экране загрузки) была издана в 1987 году. Разработчиком стал Olli Kainulainen, издателем выступила Triosoft. Это стратегия, основанная на событиях Зимней Войны 1939–1940 гг., когда Россия напала на Финляндию без объявления войны. Вот статья в Википедии, если хотите узнать об этом конфликте более подробно.

MSX: Talvisota 1939 (Triosoft, 1987)

Под ваше управление попадают финские войска, с помощью которых вы обороняетесь от атак русских. Информация поступает в виде газетных статей и боевых приказов, но, большую часть времени, вы находитесь на экране карты, командуя кучками пикселей. Раздобыть физическую копию игры довольно проблематично, а если вы и найдете Talvisota на каком-нибудь аукционе, она будет стоить целое состояние. К счастью, сохранились некоторые скриншоты, так что кое-что увидеть вы сможете. Да, выглядит не очень, но, минуточку, это же стратегия, чего вы ожидали?

Завершила череду релизов 1987 года игра Sceptre of Bagdad и, лично для меня стало большим сюрпризом узнать тот факт, что игра была сделана в Финляндии. Совсем недавно я приобрел ее порт на C64 за авторством Jon Wells, но оригинальную версию для ZX Spectrum разработала финская компания Productive Playtime. Если судить по экрану загрузки, в нее входили I. Summala, A. Raita и D. R. Tomppe, но в рецензии журнала MikroBITTI (№ 10/1987) сказано, что автором игры является Tomas Westerholm (Dr. Tomppe?) из Лахти. Век живи, век учись.

Sceptre of Bagdad: Слева: ZX Spectrum (Productive Playtime, 1987); Справа: C64 (Jon Wells/Psytronik, 1993)

1988 год порадовал несколькими 16-битными action-играми. WSOY Publishing выпустила Ratco для Commodore Amiga, по сути, являющуюся клоном Scrabble с немного измененными правилами. Судя по всему, игра имела английскую и финскую версию, но я не совсем уверен в этом.

Пользователи Atari ST, через компьютерные журналы, получили игры Birds и Japlish Assault Razor.

Слева: Ratco (Amiga, WSOY 1988); Справа: Birds (Atari ST, Jouko Kulomäki 1988)

Релизы для C64 все еще продолжают выходить и следующими большими хитами стали Netherworld, космический шутер и Zamzara, еще один космический шутер, но с небольшими улучшениями в игровом процессе. Обе игры разработал Jukka Tapanimäki, издателем выступил Hewson.

Слева: Netherworld (C64, Jukka Tapanimäki/Hewson 1988); Справа: Zamzara (C64, Jukka Tapanimäki/Hewson 1988)

Из новых разработчиков под C64 можно упомянуть Mikko Helevä, сразу заявившим о себе игрой Golf Master, выпущенную Hewson. Помимо нее, упоминание о Mikko можно найти в титрах Space Ace, клона Asteroids, распространяемой, судя по всему, только среди друзей и позже обнаруженную в интернете.

Golf Master (C64, Mikko Helevä/Hewson 1988)

Stavros был призван служить в армию, так что его карьера прервалась на некоторый срок. Годом позже, он выпускает порт Quedex для Amiga, разрабатывает новую игру Mindroll, и очень медленно работает над Galactic — клоном Bubble Bobble, увидевшую свет только в 1993 году в качестве приложения для журнала The One.

Слева: Galactic (Amiga, Stavros Fasoulas/The One coverdisk #64, 1993); Справа: Mindroll (Amiga, Stavros Fasoulas/Thalamus, 1988)

На закате популярности C64, люди начали чаще обращаться к Amiga, чтобы заработать немного славы и денег. Компания Avesoft была основана в 1989 году, и их первой игрой стала Bloody Afternoon — хоррор-клон Operation Wolf, что было неплохим началом для них. Но больше всего фирма известна своим вторым проектом — Coloris (1990), немного измененным клоном Column’s от Sega, выпущенным в 1989 году.

Сверху: Coloris (Amiga, Avesoft 1990); Снизу: Bloody Afternoon (Amiga, Avesoft 1989)

В 1991 году Jukka Tapanimäki попытался вдохнуть новую жизнь в уже умирающую C64 сцену своим новым 3D шутером-стратегией-симулятором, и, хотя вам на ум сразу приходит Elite, не спешите — это была совершенно другая игра. Релизом должна была заниматься компания Hewson Consultants, однако, после ее банкротства, Jukka получил только часть положенным ему за разработку денег. Тем не менее, игра все же была выпущена фирмой 21st Century Entertainment Ltd.., которая была, по сути, той же компанией, только с другим названием.

Конечно, для C64 как для игровой платформы было уже слишком поздно, поэтому мы не будем останавливаться на этом промежутке времени подробно, а рассмотрим следующее поколение устройств. Avesoft продолжала разрабатывать и выпускать игры: Smash the Beast — еще один паззл 1992 года, а чуть позже, в 1994 году вышла Moonleague — top-down космическая RPG.

Релизы для Atari ST не радовали своим количеством, но старались брать качеством: клон Тетриса Clintrix, клон Operation WolfExecutioners, финская локализация немецкой версии Wheel of FortuneGüldrach (на финский переводится как «Onnenpyörä»), и SeePee — змейка.

Но, тем не менее, игр выходило не так много.

Способ распространения при помощи shareware стал отличной возможностью для всех разработчиков. Это была следующая ступень дистрибуции, следовавшая после размещения демоверсий на аудиокассетах и дискетах, прилагаемых к журналам, только на этот раз игры распространялись среди друзей или на форумах — немного похоже на то, чем занимаются пираты, за исключением незаконности, так как shareware-версия не являлась коммерческим продуктом.

Обычно в shareware-версию включали несколько уровней или один эпизод, но при этом игра демонстрировала все свои геймплейные особенности. Заплатив требуемую сумму с помощью почтового перевода, или иного доступного способа, вы получали полную версию непосредственно от разработчика. Это был один из самых распространенных методов реализации игр в начале 90-х, наибольшее развитие он получил на PC, но примерно те же идеи использовались и в среде владельцев Amiga и Atari.

И хотя эта статья началась с рассказа о shareware, первая игра, про которую я расскажу, была freeware, по крайней мере, мне не удалось найти никаких упоминаний о коммерческом релизе, и единственная версия, которую я смог отыскать, была абсолютно бесплатной и не содержала в себе никаких ограничений.

Игра была разработана в 1990 году человеком, по имени Jani Metsätähti и, на минуточку, один из ее персонажей подарил свое имя музыкальной группе моего друга. Речь идет о Deluxe MopoSota (Deluxe Mopedwars) — сильно доработанной версии игры о световых мотоциклах из Tron, с возможностью использовать оружие. Из основных достоинств: ряд карикатурных персонажей, за которых можно было играть и три слота под пушки на каждый байк. Выглядело все это дело как-то так.

Летом 1990 года, другой независимый разработчик, Sami Maaranen, приступил к воплощению своей игры-мечты — UnReal World. Это был roguelike в открытом мире Ankhyrnia, позже измененным на Финляндию времен Железного Века, где вам нужно было выживать, строить себе убежища и сражаться с кучкой… ну, вы знаете, что дальше.

Но UnReal World представляла собой куда больше, чем обычный roguelike — она больше походила на компьютерные игры по системе D&D или на серию Ultima. Первые версии были реализованы в ASCII-графике и имели зачаточную механику выживания, но многое дорабатывалось и улучшалось с течением хода разработки, который длится уже 22 года. Взгляните, как менялась игра за это время.

PC: UnReal World, скриншоты некоторых старых версий

URW свободно можно скачать с официального сайта, и я очень советую вам поддержать проект донатом, если игра вам понравилась, т. к. это единственный источник ее финансирования.

Тем временем, на Amiga придумали свою shareware. Наверное, самой известной финской игрой того периода можно назвать TurboRaketti, а точнее ее сиквел. Это мультиплеерный deathmatch, базирующийся на идеях аркады Gravitar от Atari. Вы летаете по пещере, убиваете других игроков, а если сумеете продержаться в живых достаточно долго, вам придется сажать самолет на землю для дозаправки. TurboRaketti породила кучу клонов и большинство из них были сделаны в Финляндии, но к ним мы вернемся чуть позже. Скачать ROM в. adf формате можно отсюда.

Моей самой любимой shareware является Slicks ’n’ Slide — гонки 1993 года выпуска. Игра разработана Timo Kauppinen для DOS, а позже получила духовного наследника в лице GeneRally.

Полная версия Slicks ’n’ Slide имела редактор трасс, но главной фишкой, сделавшей игру одной из самых лучших гонок, выпущенных для DOS, была возможность одновременной игры на клавиатуре сразу для четверых игроков. Это просто взрывало мозг, правда, необходимо было покопаться в настройках назначения клавиш. Игра все еще официально продается, и вы можете купить ее всего за 4.95€.

В 1992 году, хорошо известная компания по продаже игр Komentokeskus Oy (Osakeyhtiö, что, примерно, можно перевести как «акционерная компания» — финский эквивалент Общества с Ограниченной Ответственностью — ООО) выпускает в продажу action/adventure Kheops — Suuri Mysteeri (CheopsThe Great Mystery). Лично я в нее не играл, но, говорят, она чем-то похожа на Dungeon Master, только с гораздо большим упором на головоломки и исследования, чем на RPG-составляющую. Это первый коммерческий релиз для DOS, который я могу вспомнить, начиная с Nero 2000. Разумеется, могли быть и другие игры, но подобную информацию всегда трудно найти.

В 1993 году основываются сразу две компании-разработчика: Bloodhouse и Terramarque. Я помню, в то время эти ребята наделали немало шума в компьютерных кругах Финляндии — имея в штате отличных программистов и художников, студии собирались покорить мир своими играми.

Первая игра Bloodhouse вышла в том же 1993 году. Являясь, по факту, прокачанной версией Asteroids с улучшенной графикой, Stardust имела релиз на Amiga и Atari ST, а после отличных продаж, заимело обновленный порт на AGA (Advanced Graphics Architecture) и CD32 под названием Super Stardust.

Terramarque выпускает свою игру уже в 1994 году. Elfmania — добротный beat’em-up, получивший очень высокие оценки от рецензентов в компьютерных журналах. Elfmania должна была стать последним проектом, в котором принимал участие в качестве разработчика уже хорошо известный нам C64-программист Stavros Fasoulas, однако, по определенным причинам, Stavros попросил убрать его из титров, несмотря на то, что он полностью курировал проект и даже написал для него систему искусственного интеллекта.

С 1991 года Fasoulas работал над Private Investigator Dollarally — проектом на стыке жанров, что-то между APB, Spy Hunter и Grand Theft Auto, но разработка Elfmania полностью заняла его на несколько лет. Вместе со смертью Amiga как актуальной игровой платформы в 1994 году, издатель Renegade отменяет игру Stavros’a. Существовала полу-рабочая демоверсия P.I.D., но ее копия утеряна. Все, что мы имеем на сегодняшний день — это несколько скриншотов на Hall of Light.

В 1995 году Bloodhouse и Terramarque объединяются в студию Housemarque. Вплоть до 1999 года компания занимается разработкой для PC, плавно готовясь перейти на консоли, но это тема уже для отдельной статьи. В 1996 году, GameTek выпускает две игры Housemarque для PC: порт Super Stardust, и point-and-click adventure Muukalaisten yö/Alien Incident. Последняя отметилась как первая игра adventure-жанра, разработанная в Финляндии, но, в целом, прошла не особо замеченной, и мне потребовалось большое количество времени, что раздобыть хоть какую-нибудь копию.

Последним известным коммерческим релизом для Atari ST, разработанным в Финляндии, считается клон TurboRakettiUtopos, выпущенный в начале 1995 года компанией Aggression. Сейчас игра доступна для бесплатного скачивания на сайте NT Rautanen’s.

Несмотря на прекращение выпуска новых игр для Amiga и Atari ST, фанаты продолжали бороться за их жизнь вплоть до 1994 года и даже позднее. К примеру, компания Extend Design выпустила головоломку Mega Motion для Amiga с помощью издателя Black Legend.

В 1995 году Avesoft выпускает свой последний релиз — уникальную космическую RPG Metallic Nations, которая, к сожалению, на данный момент абсолютно неработоспособна из-за отключения серверов, но идея была в том, что вы покупаете игру и регистрируетесь в качестве игрока на сервере. Еще более необычно то, что вы можете играть на своем PC против соперников с Amiga. Звучит действительно круто даже сейчас, но, по понятным причинам, вместе с закрытием компании прекратилась и поддержка игры. Это все, что мне удалось узнать — информации о ней не так уж много. Но несколько скриншотов раздобыть мне удалось.

Еще одной игрой, выпущенной после заката Amiga, стал beat’em-up с кровищей Damage: The Sadistic Butchering Of Humanity, разработанный студией Suomi-Peli и выпущенный при поддержке Crystal Software. По идее, проект достаточно редкий, но. adf-файл (Amiga disk file для эмуляторов) сейчас доступен для свободного скачивания на официальном сайте игры.

Помимо этого, OTM выпускает клон Chaos Engine на военную тематику — Watchtower, разработанную, судя по имеющейся у меня информации, объединением шведских программистов под названием CyberArts Ltd., но ручаться за это я не могу. Игра не получила большого внимания, в основном из-за отсутствия интереса игроков к Amiga как к игровой платформе (негативные обзоры тоже сделали свое дело). Однако было выпущено два издания, одно из которых очень редкое и даже планировался порт для CD32, но вскоре он был отменен. На этом все, Amiga на долгое время осталась без свежих игр, та как все разработчики перешли на Windows, а позже и на эти ваши консоли.

Тем временем, оставшиеся верными старому доброму Commodore 64 энтузиасты начинают разрабатывать новые проекты для него. Jani Hirvo в 1994 выпускает бета-версию Penguin Tower, но финального релиза игра так и не увидела. Более плодовитый программист, Tomi Malinen, начинал с написания простеньких игр еще в 1989 году, однако выкладывать их в интернет стал только в 90-е, вместе с расцветом популярности эмуляторов. На GameBase64 Tomi значится автором 35 игр, однако год разработки большинства из них определить очень сложно.

По имеющимся данным можно сказать лишь, что первой игрой, разработанной им после своего дебюта, Super Lätkä (1989 г.), стала аркада Rooms, изданная в 1994 году. С учетом того, что Tomi Malinen разрабатывает игры и по сей день, его опыт написания под C64 перевалил уже за третий десяток.

Ранние игры Tomi Malinen для Commodore 64

Пока все остальные разработчики уходили на PC, отдельные команды занимались созданием демок и небольших инди-игр, некоторые из которых становились культовыми. В 1994 получила старт одна из самых продолжительных спортивных серий вместе с выходом Ski Jump International, или, как она называется на самом деле, Lartzan SkiJump. Имея очень простенькую графику и геймплей, здесь большое значение имел ваш собственный скилл, но и определенная доля удачи тоже не была лишней. Ski Jump 2 зацепила меня очень надолго, и я до сих пор в нее иногда поигрываю. Deluxe Ski Jump была выполнена в 3D и, на мой взгляд, это было уже лишнее. Тем не менее, это все еще отличная серия, можете ознакомиться с ней на официальном сайте.

Жанр «летаем по пещерам» (cave shooter), получивший на Amiga в 90-е годы, начиная с TurboRaketti II, огромное распространение, на PC несколько подзадержался. Я не большой фанат всего этого, поэтому просто перечислю несколько игр: AUTS, KOPS, Assault Wing, Rocket Chase, V-Wing, KaBoom, и, пожалуй, самый любимый игроками проект — Wings

Слева направо: Wings, Rocket Chase, Assault Wing

Еще одной «золотой жилой» второй половины 90-х были игры о червяках (worms games). Ну, знаете, где вы, управляя червем, должны постоянно что-то есть. Наибольшее распространение они получили после выпуска компанией Nokia подобной игры для своего телефона Nokia 5110 в 1998 году, но игра Sami «Zorlim» Lehtinen’s Pizza Worm запустила волну подражаний уже в 1994 году.

Pizza Worm, скорее всего, первая вариация Nibbles, где вы можете поворачивать червяка под любым углом — это чем-то похоже на управление автомобилем в играх наподобие Rally Speedway или Micro Machines. В более поздних версиях Pizza Worm добавились звуковые эффекты, издаваемые червячком при пожирании («Я голоден!», «Омномном», «Вкуснятина!», ну и отрыжка), веселенький саундтрек и улучшенная графика.

Pizzaworm, Beerworm, Drugworm 1 и 2

Чуть позже разработчики начали развивать идею и думать, что еще можно добавить в подобные игры. Моими любимыми представителями являются те, в которых поедаемые предметы влияют на поведение червяка — к примеру, Beerworm или Drugworm.

Помимо PizzaWorm, Zorlim выпускает еще только один проект — немного улучшенную версию старой игры Arcade Volleyball от Rhett Anderson для C64, Amiga и DOS. Zorlim’s Arcade Volleyball (ZAV), вышедшая в 1995 году, стала широко известной в узких (очень узких) кругах, но, в целом малая популярность разработанных им игр охладила страсть Zorlim к индустрии.

Перед тем как продолжить рассказывать о коммерческих релизах, упомяну еще парочку инди-проектов, запавших мне в душу. Это были провокационные аркадные игры, с намеренно ужасной графикой и семплами, имитирующими речь инвалидов — Inva-Taxi (1994 год) и Separila (1998 год). Мне не удалось заставить Separila нормально работать под DOSbox, поэтому держите скриншоты из Inva-Taxi. Суть геймплея заключалась в том, чтобы попытаться понять по невнятной речи пассажира, куда его надо отвезти и кликнуть в это место на карте.

В 1996 году Tuomas Korppi выпускает в свободный доступ довольно уникальный спортивный симулятор — Hyppyheikkien Sumopaini (The Fight of the Sumo-Hoppers). Это очень странная игра, в который вы, сражаясь против другого игрока, сидите за одной клавиатурой, и, используя восемь кнопок, пытаетесь управлять ногой борца сумо, изменяя ее угол и длину. Довольно сложно объяснить, как это играется, поэтому найдите ее, скачайте и сами попробуйте. Вещь довольно аддиктивная, поэтому не пожалейте времени на поиски.

Помимо этого, в 1996 году выходит несколько игр от никому неизвестного программиста под ником Cadaver. Первая — The Trooper (по мотивам одноименной песни группы Iron Maiden), скоростной hack’n’slash, вторая — Lada — The Ultimate Challenge, стремительная футуристичная (?) гонка с вертикальной прокруткой (судя по логотипу игры, она была посвящена Волжскому АвтоЗаводу — прим. пер.). Позже этот парень еще покажет себя, выпустив нечто совершенно неожиданное.

Наконец, еще одна компания — Skitso Productions. Основанная в 1995 году, сразу же выпускает свой первый релиз — очень продвинутый клон BombermanMine Bombers. Игра по популярности находилась где-то между Pizza Worm и Slicks ’n’ Slide, что было довольно неплохо для того времени. Имелся режим истории, deathmatch на двух игроков, куча разнообразного оружия и предметов, а также редактор уровней.

Вторая игра — Down By The Laituri, была экономическим симулятором рок-фестиваля, вдохновленная ежегодным open-air’ом в Турку. Релиз не был особо успешен, но тематика была незаезженной, а проекты музыкальной направленности были любимы игроками еще начиная с Rockstar Ate My Hamster (1988), которая постоянно всплывала в памяти при прохождении Down By The Laituri. Сейчас, студия продолжает делать сиквел Mine Bombers, который, судя по всему, находится в производстве уже более 15 лет.

Вторая часть моей версии краткой истории финских компьютерных игр подходит к завершению, и я понимаю, как же много прекрасных проектов я оставил без внимания. Но я физически не могу рассказать обо всем, поэтому, перед тем, как я перейду к финалу, просто перечислю самые примечательные релизы: Line Wars 2, Assault Trooper, Men in War, Rally-Sport, Triplane Turmoil, серия Starfight, Euro Racer

Закончить эту статью мне хотелось бы рассказом об одной из самых важных игровых компаний в принципе, не только в Финляндии. В 1995 году, несколько участников демо-сцены, проживающих в Эспоо, собираются вместе и основывают Remedy Entertainment. Уже в следующем году выходит их первая игра, Death Rally, top-down гонка со стрельбой и прокачкой. Она была довольно похожа на вышедшую пару лет назад на Amiga Gremlin’s Super Cars, зато в свой дебютный проект разработчики добавили узнаваемых персонажей, немного юмора и какие-никакие 3D-эффекты. Death Rally была издана Apogee, дистрибуцией занималась GT Interactive.

Оставаясь активными членами демо-сцены, Remedy принимает участие в Ассамблее 1997 года, представив Final Reality — смесь между демкой и бенчмарком. Чуть позже, в этом же году, студия создает новую компанию — Futuremark, для разработки бенчмарков, результатом чего стало появление 3DMark. (Большинство информации для этих двух параграфов было скопировано из Википедии, но что поделать, что поделать).

Позже, Remedy станет самым успешным финским разработчиком видеоигр, выпустив такие хиты как две части Max Payne, Alan Wake и ремейк Death Rally. Но все это слишком новые вещи для статьи об истории видеоигр, поэтому подробно рассказывать об этом я не буду.


💡
Автор: FRGCB Dude
Дата публикации оригинального текста: 28.08.2013
A History of Finnish Games, Part 1
Okay, it’s not a comparison, but just to justify the word “Finnish” in the blog title, in more than just the fact that I happen to be a Fi…