[Дополнение от 2 марта 2013 г: Спустя более трех лет после того, как я поспешно написал об игре Akalabeth в начале своего блогерского пути, я изучил ее гораздо более подробно, сыграв в оригинальную версию для Apple II. Настоятельно рекомендую прочитать обновлённый пост для более глубокого понимания игры и ее механик.
Обратите внимание, что при этом мы более точно установили дату выхода игры — 1980 год. Я также опробовал некоторые из обсуждаемых здесь игр для PLATO в тексте «Самые ранние CRPG», опубликованном в декабре 2011 г., и в дальнейших записях о каждой из игр для PLATO, которые вы можете прочитать, пройдя по моему «Указателю игр, сыгранных по годам». Этот пост сохранен по историческим причинам, но на самом деле читать его нет смысла].
Список ролевых игр на Википедии начинается с 1974-75 годов, когда появились dnd и Dungeon, два проекта, никогда не выходивших для DOS. В них можно сыграть и сегодня — через эмуляторы мейнфреймов NovaNET и Cyber1, но если игру невозможно скачать и установить на мой ноутбук, я такое пропускаю.
Первой ролевой игрой для DOS считается Akalabeth: World of Doom от студии Origin, вышедшая в 1979 году и также известная как Ultima 0, поскольку этот проект стал дебютом Ричарда Гэрриота (Richard Garriott) как разработчика (ему тогда было всего 18 лет). Да и сама игра сильно похожа на прототип этой известной ролевой серии. Например, исследование мира здесь также происходит с видом сверху, а вот в подземельях применяется «трехмерный» вид от первого лица.
Я прошел Akalabeth более четырех месяцев назад (тогда я еще не решил вести блог), и был удивлен, насколько же она короткая. Это больше презентация технологии, чем полноценная игра. Создав персонажа и купив снаряжение для него (рапиру, топор, лук или волшебный амулет), вы навещаете Лорда Бритиша для получения первого задания на убийство монстра и отправляетесь на зачистку подземелий.
Как и в первой Ultima, здесь применяется странная система наращивания здоровья героя в зависимости от того, сколько он пробыл под землей. Если в начале у вас было 25 хитпойнтов и вы спустились на пару этажей вниз, убили штук пять монстров и вернулись на поверхность, игра наградит вас дополнительными 30-40 хитпойнтами. Спуститесь еще глубже, и по выходу получите уже 50 хитов.
Собственно, так и продолжается, пока не набираешь достаточно здоровья, чтобы добраться до нижних этажей и убить заказанных Бритишем монстров. При этом они всегда находятся на своих этажах: на первом вас встретят скелет и вор, на втором — скелет, вор и орк, на третьем — скелет, вор, орк и змея, и так далее. Подземелья создаются случайным образом на старте новой игры, вернее, только одно подземелье, а все остальные в текущей сессии — его копии.
Хотя вы зарабатываете золото за убийство монстров, после начальной покупки снаряжения потратить его можно только на еду. Она тратится с каждым шагом героя, и поначалу умереть от голода — реальная угроза, но после пары походов в подземелья вы купите столько еды, что в золоте отпадает нужда. Собственно, как и в оружии: при помощи волшебного амулета можно повысить характеристики героя до максимума, после чего убивать самых сильных монстров в игре одним ударом голыми руками. Учитывая все это, Akalabeth я прошел очень быстро.
Следующие игры по списку Википедии — две части Dunjonquest и Space, вышедшие также в 1979 году, но если они и выходили для DOS, я не смог найти такие версии. Далее следует Temple of Apshai, но я сумел отыскать только переиздание всей трилогии 1985 года. Однако, согласно моим правилам, это не помеха. Другое дело, что на старте этого проекта у меня еще не было четкого плана, поэтому дальше я засел за Rogue. И вот с нее-то мой блог начинается по-настоящему.