Андрей «Хорнет» Ламтюгов Долетел и разбомбил Что надо делать на местах штурмана и бомбардира в бомбардировщике B-17G Прошел месяц — но чертов B-17 все еще не отпускает. А с другой стороны, наседают заинтересованные товарищи: не у всех сразу получилось разобраться с тем, как там летать и бомбить. Как уже писалось, подход здесь должен быть простой. Летать необязательно — он сам летает. По крайней мере, в большинстве случаев. Самому отбиваться от истребителей тоже ни к чему. Он и стреляет сам. В принципе, все остальное тоже делать необязательно. Но. При такой апатии задача окажется выполненной, только если умения штурмана и бомбардира стоят на уровне excellent. В противном случае — залетишь туда, где бомбить будет некого. Но если и найдется подходящая кандидатура, то бомбы в нее не попадут. А потому поговорим о работе этих двух товарищей — штурмана и бомбардира. С чего начинается Родина, или Ориентация забора С планирования боевого вылета, ясное дело.
Точнее, с брезгливого оглядывания того полетного плана, что нам предлагают, как принято говорить, «по умолчанию». Момент номер один. С какой стороны заходить на цель? Бомбовый залп, упав на землю, приобретает форму прямоугольника. Его длинная сторона расположена параллельно вашему курсу. Но и объект, который надо стереть в порошок, тоже имеет форму прямоугольника. Понятно, что нефтехранилище — это не сарай, а довольно сложный комплекс сооружений. Но если, скажем так, обнести его забором, то этот забор получится прямоугольным — одна сторона длиннее другой. Максимум разрушений мы получим, если два этих прямоугольничка не образуют крест, а точно наложатся один на другой. Еще лучше пройти даже не параллельно длинной стороне забора, а чуток под углом, и прострочить цель бомбами по диагонали. Руководствуясь именно этим соображением и нужно выбирать боевой курс (то, что начинается с точки initial point).
А как определить ориентацию забора? Для этого надо посмотреть фильм, снятый самолетом-разведчиком. Тут есть хитрость, которую многие уже просекли. Дело в том, что разведчик заходит на объект всегда строго с запада на восток. Смотрим кино, в нужный момент делаем стоп-кадр (обычной «паузой») и прикидываем, с какого конца нужно подбираться. Все это изображено на картинке: белым пунктиром — «забор», циферка 1 обозначает курс по умолчанию, а цифра 2 — тот курс, по которому надо лететь. Это кульминация. Но есть и рутина. Так вот, когда будете расставлять waypoint’ы для всего остального, исходите из трех простых правил: в зоне действия перехватчиков находиться минимум времени, под зенитный огонь подставляться только над целью, не планировать резких смен курса (выполняя крутые маневры в строю, бомбардировщики могут столкнуться). Короче, красные кольца на карте надо обходить (в крайнем случае — пересекать на максимальной высоте), а зону, обведенную синей линией, считать радиоактивной: чем дольше там находишься, тем больше шансов, что твой персональный генный код будет уничтожен.
Если вы играете историческую кампанию, то есть сами себе заданий не придумываете, то все изменения в план нужно вносить, уже сидя в самолете. Лучше всего сделать это до приказа о начале операции. Включаем карту, переходим на ручное управление («М»), все подправляем и уже после этого жмем CTRL-B — типа, все, хорош, можно лететь. My Navigator is a Moron! Одна из самых интересных особенностей B-17 заключается в том, что самолетик, ползущий по карте, вовсе не указывает на ваше реальное местонахождение. Только на предполагаемое. И чем ниже квалификация штурмана, тем больше вероятность того, что желаемое очень крепко разойдется с действительным. Все это завершится жалобным воем со штурманского места: «I really don’t know where we are! I don’t have a clue!» С чем мы все тебя, блин, и поздравляем. Хуже всего то, что штурман определяет курс не только своей машины, но и всех остальных. Идеальная ситуация для исполнения роли Ивана Сусанина — под пресловутую музыку Глинки.
А потому его, штурмана, работу надо постоянно контролировать. Особенно после выполнения двух-трех «временных скачков» — ну, когда на Enter жмешь. Я напомню, что серия этих «скачков» — самый быстрый способ добраться до Берлина, поднявшись в воздух с английского аэродрома. Способ навигации здесь простой — dead reckoning, счисление то есть. Летим таким-то курсом с такой-то скоростью. Значит, через такое-то время будем вот здесь. При таком подходе возникает то, что штурмана называют «невязкой». Невязка со временем все увеличивается. А потому бомбардировщик надо периодически «привязывать» к местности. Марка Галлая все читали? Он там описывал случай, как один летчик заблудился в воздухе. В результате он здорово напугал народ: носился на бреющем над какой-то железнодорожной станцией до тех пор, пока название не разобрал. Здесь применяется примерно тот же способ. Рисунок рек и дорог в каждой точке уникален. Переключаемся на вид со стороны (с точки зрения реализма — почему бы и нет, у B-17 обзор сферический, так что штурман при желании может побегать по самолету, засовывая свою голову в каждый блистер).
Внимательно рассматриваем ландшафт и определяем, где на самом деле мы находимся. После чего хватаем пресловутый самолетик на карте мышаком и перетаскиваем его на правильное место. Все довольно просто. Не верите — посмотрите на соответствующие картинки. Единственный нюанс здесь такой. Все это можно делать, не переходя в ручной режим. Но лучше перейти. И оставаться в этом режиме подольше. Чем больше ты работаешь сам, тем быстрее растет квалификация штурмана. Если уделять ему больше времени, то вскоре он без подсказок будет выполнять свои функции нормально. Если не считать моментов трагических штурманских потерь, то самому привязки надо обязательно выполнять при каждом пересечении береговой линии. Если уходим в море, то у нас долго не будет ориентиров, а потому нужно устранить уже имеющуюся невязку. Если же мы с моря пришли, то наверняка имеем крупную погрешность, с которой также нужно разобраться. И еще нужно это все оценить перед целью.
Тут ошибка может очень дорого обойтись. Кстати, об ошибках. Бомбардир на них всегда реагирует одинаково — философским замечанием «I can’t find the target». Эту фразочку с бомбардирского на русский в зависимости от ситуации можно перевести двояко: а) «Куда меня привезли эти идиоты?» и б) «Какой мерзавец напихал в небо над целью столько облаков?». Чтобы такого не случалось, надо: а) всегда привозить его туда, куда надо и б) хоть как-то решить проблему с облаками. Понятно, что бомбардировщик B-17G — это вам не Лужков в День города и разогнать их он не сможет. Но после того как вы пройдете на карте «точку принятия решения» (decision point), сможете запросить сводку погоды над целью. Если дело дрянь, то надо просто отдать команду уйти на запасную цель — может, там будет лучше. Всеми этими вопросами ведает радист, так что обращайтесь к нему. Последнее замечание будет таким. Квалификация штурмана со временем вырастет, это верно.
Но и ваше мастерство здорово подскочит. Скоро вы будете двигаться по Европе, как по собственной квартире. Ну ладно, с грехом пополам мы добрались до цели. Бомбардир склоняется над своим прицелом, и: «Норден» — что это? Это уникальная вещь. Настоящий компьютер. Даром что внутри у него нет ничего кроме моторчиков, шестеренок и зеркал. Вся процедура выглядит примерно так. Бомбардир видит объект, наводит на нее перекрестие, калибрует прицел и запирает его. Пилот включает автопилот и ничего не трогает. После этого прицел сам начинает отдавать команды на автопилот, а в нужный момент сбрасывает бомбы. Получается довольно точно. Если вы слышите крик «We’re on the bomb run!» или «Pilot, bombardier. Roger, I have the plane» — это значит, что процесс пошел: вся полнота власти на самолете принадлежит бомбардиру. Когда бомбы уйдут, то последует сообщение «Pilot, bombardier. Autopilot off. She’s all yours!» — самолет опять подчиняется штурвалу пилота.
Я бы выделил тут три этапа: подготовка к сбросу, поиск цели и калибровка. Сейчас мы все это обсудим. Откройте! Место бомбардира растянуто аж на четыре экрана. Один из них, если можно так сказать, секретный — к нему нельзя получить доступ через всплывающее меню. Чтобы добраться до него, нужно в режиме instrument view нажать пробел. Вуаля — перед нами куча тумблеров. Во-первых, все это оборудование надо включить. Во-вторых, не мешает открыть бомболюк. Попробуйте догадаться, зачем. В-третьих, неплохо поставить бомбы на «взрыв». В-четвертых, перекинуть тумблер автопилота — чтоб все получилось, как задумано. В-пятых, нужно назначить бомбы. Для этого есть еще четыре тумблера; как только вы включаете каждый из них, на панели загорается серия индикаторов. B-17 в общей сложности может выдать до четырех серий бомб. Но цель у нас одна, а потому мы свалим на нее сразу все, что привезли. Включаем четыре тумблера. Вот, в общем, и все.
В принципе, можно ко всему прочему установить интервал в серии, но то, что стоит по умолчанию (350 миллисекунд), — оптимально; при таком интервале залп как раз полностью накроет стандартную цель. Надо упомянуть и еще об одной вещице. Есть там тумблер, закрытый предохранителем. Это аварийный сброс бомб. Бывает такое, что вам по ходу дела вынесут пару движков. Тогда ситуация будет развиваться так: либо бомбы упадут на землю сами по себе, либо вместе с самолетом. Поскольку первый вариант предпочтительнее, нужно быстро выполнить вышеописанные шаги, после чего отбросить предохранитель и нажать этот тумблер. Итак, все готово, все лампочки горят. Теперь нужно точно навестись на цель. Ну и наводись Я напомню, что красивый рельеф местности в B-17 реализуется продвинутыми технологиями бамп-мэппинга. Настоящий трехмерный объект на этом фоне видно издалека. А потому различить цель не очень сложно. Смотреть нужно уже через прицел (action-экран бомбардира).
У прицела есть два основных режима: поиск и сопровождение (они переключаются посредством SHIFT-K). В режиме поиска джойстик бодро ворочает его туда-сюда. Сопровождение — это значит, что перекрестие остается направленным на выбранную точку поверхности. Собственно, в этой точке и должна находиться цель. Кстати, если автопилот уже работает, то самолет тут же будет разворачиваться следом за прицелом. Но прицел гиростабилизирован, что бы ни происходило с машиной, он сохраняет свое положение в пространстве. Допустим, вы сместили перекрестие вправо. Бомбардировщик тут же пошел вправо (это можно увидеть, если переключиться на instrument view). Но горизонтальная нить перекрестия по-прежнему параллельна горизонту. Итак. Найдите объект, наведитесь на него и нажмите SHIFT-K. И помните, что центр перекрестия — это точка, на которую придется середина серии. Наводиться нужно строго по центру объекта. Тогда бомбовый залп пройдет по нему с начала до конца.
А коллеги, идущие параллельными курсами, еще и с боков добавят. И если погода не очень, то вот тут-то вы и поймете, почему всех бомбардиров так возмущают облака над целью. Обычно как раз в этот момент в прицеле начинают появляться черные неряшливые кляксы — пока что беззвучно. Ну все — началось. That’s It Потом раздаются хлопки. А после этого все перерастает в оглушительные удары — со всех сторон. И вот уже кто-то заорал от боли, за третьим мотором потянулся шлейф, а стрелок в верхнем блистере кричит, что сосед падает. Но не это главное. А главное вот что: мы видим, что прицел в режиме сопровождения начал сползать с цели. И чем ближе мы к объекту, тем быстрее сползает. А надо вам сказать, что все ориентируются именно по нам. Мы открываем бомболюк — и они открывают. Наша «Крепость» корректирует курс — и они следуют за нами, четко держа строй. Мы начинаем разгружаться — и в тот же миг они тоже начинают бросать бомбы.
Попросту говоря, если промажем мы — все они тоже ударят по пустому месту. В жизни такое довольно часто бывало. Итак, что надо сделать прямо сейчас? При всех своих достоинствах «Норден» — это лишь механический аналоговый компьютер эпохи сороковых годов. Он не может вычислить все в точности. Его надо откалибровать. Попросту говоря, ввести поправки. Это несложно. Если в режиме сопровождения двинуть джойстик взад-вперед (по ситуации), то можно остановить сползание горизонтальной нити. Если же, удерживая «N» (не спрашивайте, почему так), подвигать его влево-вправо, то прицел получит поправку по боковому сносу. Тут есть два нюанса. Нюанс первый. Нужно очень четко различать неверный прицел и неверную калибровку. Если прицел сползает, не нужно постоянно ставить его на место в режиме поиска. И наоборот: если он стоит как вкопанный, но не там, не нужно калибровать его так, чтобы он уполз, куда надо. Обе эти «техники» ведут к крупному промаху.
Действовать нужно так. Если прицел уходит, вновь переходим в режим поиска (SHIFT-K), ставим его на место и калибруем. Если все равно уходит, повторяем процедуру. Именно в таком порядке. Не нужно задерживать ушедшее перекрестие, поскольку для каждой точки на земле поправки нужны свои. Настроите, переставите — а оно с правильного места опять начнет уходить. Нюанс второй. Когда вы вводите поправку по скорости (горизонтальная нить), вы просто смещаете маленький контактик — чтобы он замкнулся чуть раньше или позже. Но на установку поправки по сносу (вертикальная нить) отвечает уже весь бомбардировщик — он ложится на новый курс. А потому в этом случае перекрестие остановится (или замедлится) не сразу. Если прицел взят правильно, то перекрестие остается на центре цели до самого сброса бомб. В этом случае у фашистов на земле все разлетится в пыль. Так им и надо. Как только все бомбы уйдут, есть смысл переключиться на вид bomb-to-target.
Именно так можно сразу же оценить эффективность удара. Первый признак того, что все идет как надо — вторичные взрывы. То есть видно: вот пошел залп, ровно так пошел, — и вдруг по бокам и спереди начинаются хаотичные вспышки. Порядок: это рвется то, по чему ударила взрывная волна. Значит, все точно. И последнее замечание. Понятно, что отрабатывать все это надо не в боевом вылете. Так вот, тренировку нужно проводить исключительно на миссии «Bombing (Poor Conditions)». На «Good Conditions» смысла нет — там все упрощено так, что бросать можно, вообще толком не целясь. Совсем напоследок Есть и другие способы навигации и использования «Нордена». Причем некоторые из них не заменяют то, о чем я рассказал, а дополняют это. Но того, что описано в этом материале, вполне хватает для эффективного выполнения боевой задачи. Вот такие дела. Ну ладно, давайте, тренируйтесь, а я пошел — у меня новый вылет намечается. Не отпускает, зараза: Предоставлено журналом «Навигатор игрового мира».
http://www.gamenavigator.ru/ the end
81231_msc.zip B17_guide.win.txt