У Мэтта Бартона (Matt Barton), автора книги Dungeons & Desktops (2008 г.; я рассказывал о ней в этой заметке), есть несколько слов о Might and Magic. Он описывает эту серию как менее известную младшую сестру других, боле известных серий того времени (например, Ultima, Wizardry). Кинг (Brad King) и Борланд (John Borland) ни разу не упоминают Might and Magic в Dungeons & Dreamers (2003). Но, как мы выясни, в игре были «доработаны некоторые элементы геймплея, которые появятся в последующих играх, например, раса и пол персонажей оказывают сильное влияние на игровой процесс» (с. 128). Бартон называет игру «плодом любви разработчика Джона Ван Канегема (Jon Van Canegham) и его жены Микаэлы» и высоко оценивает размеры игрового мира, количество встреч и загадочность главного квеста. По его словам, игра произвела «большое впечатление на критиков и геймеров» (с. 129) — примерно те же эмоции испытал и я спустя 24 года.

Как всегда, оценку я выставляю по стобалльной шкале моего рейтинга.

Игровой мир

С этим сложно. В Might & Magic вы попадаете в мир Varn (или, как его еще называют, VARN), о котором не знаете ни его истории, ни того, как этот мир работает — информацию приходится собирать по кусочкам, выполняя задания. И это весьма интересный процесс! Мир очень большой — около 50 локаций размером 16×16 — и разнообразный. Хотя подземелья и замки сильно похожи друг на друга, у каждого есть четкое предназначение.

Хотя я и прошел игру, некоторых врагов одолеть так и не смог. Это один из них.

Финальное откровение о том, что все это на самом деле гигантский звездолет, застает врасплох, но и поднимает очень много вопросов. Каким образом это объясняет наличие магии или нежити? Кто вообще решил, что поселить людей и драконов на одном корабле — хорошая идея (хочется верить, что Майкл Бэй (Michael Bay) никогда этого не прочитает)? И как последние не бьются головами об искусственное «небо»? К тому же, как и в почти всех играх того времени, ваши действия не влияют на мир — даже главного злодея можно изобличать снова и снова.

Оценка: 6

Создание и развитие персонажей

На выбор есть шесть классов, стандартный набор характеристик, можно указать имя, пол и мировоззрение персонажей. Развитие их очень плавное и приятное – каждый уровень делает героев чуточку сильнее и дает новые заклинания. В течении игры можно достигнуть примерно двадцатого уровня, причем каждый уровень делает вас ощутимо сильнее. И дело не только в новых заклинаниях. Ваши бойцы получают дополнительные атаки и наносят повышенный урон, а разбойник гораздо лучше справляется с обезвреживанием ловушек.

Благодаря этому опыт, получаемый за выполнение квестов и боев, действительно ощущается как награда за прогресс. В Might and Magic присутствуют зачатки «ролевой игры», но все довольно простенько (освободить, замучить или проигнорировать заключенных в тюрьме) и не имеет долгосрочных последствий. Большинство квестов выполняется абсолютно одинаково и не зависят от класса, пола и мировоззрения, кроме одного задания.

Оценка: 5

Взаимодействие с компьютерными персонажами

Их тут хватает, и общение необходимо, чтобы продвинуться по сюжету и узнать больше о мире. А в случае с некоторыми есть даже выбор — например, поцеловать, освободить или проигнорировать девушку, которая прикована цепями к стене в подземелье. Получше, чем в The Bard’s Tale (по крайней мере, количественно), но не так проработано и интересно, как в Ultima IV.

Оценка: 4
Странно, но вариант «A» (поцеловать девушку) — единственный способ продвинуться в игре. Еще более странно, что все мои персонажи к этому моменту были женского пола. 

Сражения и враги

Монстров тут десятки, и все различаются между собой способностями (феи проклинают, кентавры усыпляют, повелители демонов могут уничтожить персонажей одним заклинанием), сопротивлением к тому или иному урону и так далее. Поэтому в боях всегда нужно думать, кого и чем лучше бить. К сожалению, все монстры — стандартные фэнтезийные твари, за исключением нескольких инопланетян.

Игра продолжает традицию The Bard’s Tale — здесь вам предстоит сражаться с дико странными сочетаниями монстров в еще более странных условиях: стая зеленых драконов вместе с пегасами в узком подземном коридоре — ну как такое может быть? В некоторых скриптовых встречах иногда есть другие варианты, кроме битвы, но в основном все заканчивается резней. Еще тут легко можно забрести отрядом второго уровня к драконам на огонек, и все враги возрождаются, когда вы покидаете область, что полезно для прокачки.

Оценка: 6
Я не понимаю, как такая партия может эффективно взаимодействовать.

Магическая и боевая система

Сражения задействуют ваши тактические таланты, и в боях, порой, становится очень тяжело, особенно в начале. Это одна из первых игр с дальнобойным оружием, что расширяет ваши возможности, а отдых после почти каждой битвы позволяет не экономить ресурсы как в Wizardry или The Bard’s Tale. Магия неплохо сбалансирована, за исключением слишком сильных высокоуровневых заклинаний, но к тому времени битвы и так уже успеют вам наскучить. Каждое повышение уровня дает что-то новое для применения в бою, что не может не радовать.

Оценка: 5

Снаряжение

Тут никаких вопросов — на персонажа можно надеть шесть вещей, еще шесть он несет в рюкзаке, и есть огромное множество оружия, брони, колец, сапог и так далее. Причем некоторые повышают параметры героя или позволяют колдовать. И, возможно, это первая игра, в которой определенных врагов можно бить только определенным оружием. Впрочем, некоторые предметы так и не нашли применения, например веревка с крюком или трехметровый шест, которые я таскал с собой до самого конца. Трофеи обычно случайные, но в некоторых стычках можно раздобыть определенные особые вещи. Что раздражает — эффективность оружия или брони можно понять только по цене, которую предлагают за нее при продаже. Might and Magic — одна из лучших CRPG той эпохи, если мы говорим о разнообразии и полезности снаряжения.

Оценка: 7
Некоторые предметы, доступные в игре.

Экономика

Ничего выдающегося, но для игры того времени неплохо. Начинаешь совсем без денег и медленно их копишь, и первые часов 11 они очень нужны для покупки снаряжения и тренировки героев. После этого их стоит тратить на пожертвования в храмах — это накладывает на отряд защитные заклинания, причем гораздо более высоких уровней, чем те, которые могут использовать ваши персонажи, так что имеет смысл помолиться перед серьезной битвой.

Еще в городе Dragadune есть фонтан, который переводит золото в опыт, поэтому деньги остаются востребованными до самого финала. Наконец, в игре есть место, где вы можете обменять золото на драгоценные камни, отвечая на простенькие вопросы. Так что деньги остаются актуальными до самого конца игры.

Оценка: 7.

Задания

Здесь Might & Magic действительно стоит особняком, особенно среди других игр «серебряного века». Главную цель приходится открывать по крупицам, что очень здорово работает для игры с открытым миром. Научно-фантастическая подоплека и отсутствие битвы с главным «боссом» тоже выделяют игру на фоне современниц. Но главное, здесь есть еще и десятки побочных заданий, что вообще стало прорывом в жанре. И некоторые проходятся в несколько этапов: пленники и «Статуя Правосудия», суккуб в Портсмите и так далее.

Здесь даже можно поиграть в простенькую «ролевую игру»: один ваш персонаж неплохо ищет предметы, другой занимается исследованием, третий сражается с врагами, а четвертый хорош в разгадывании загадок. Для своей эпохи это невероятно продвинутая система и проходить такие квесты интересно даже сегодня, хотя им и не достает глубины повествования и ролевого отыгрыша, как в Neverwinter Nights или Oblivion.

Оценка: 8
Забавно даже просто представлять, как мои персонажи делают это.

Графика, звук и управление

Справляются со своими функциями, но не более того. Звуковые эффекты уместны, но слишком однообразны, и в итоге я их выключил, а вот управление с клавиатуры вполне удобное.

Оценка: 4

Игровой процесс

Прежде всего, очень нелинейный. За исключением пары дверей, к которым надо найти ключ, в теории вы прямо со старта можете отправиться в любую точку игрового мира. Правда, по пути вас гарантированно сожрут. И на самом деле мне понравилось, что главную цель приходится выяснять самому, исследуя весь мир.

Сложность тут грамотная — умираешь часто, особенно в начале, но ваш прогресс довольно быстрый, если вовремя сохраняться. Как только это начинает утомлять, получаешь доступ к заклинаниям полета, телепорта и портала в город, что сильно упрощает путешествия. В итоге игра успевает надоесть ровно тогда, когда уже закончилась, что является признаком хорошего геймдизайна. Главный минус — нет никакого смысла в повторном прохождении, но это типично для игр той эпохи.

Оценка: 8

Итоговый рейтинг в 60 баллов — высочайший среди всех ролевых игр, что я уже прошел, включая Ultima IV. Но это логично — да, у последней выдающийся сюжет, но именно как игра она не особенно хороша.

Что касается моих дальнейших планов, как выяснилось, список ролевых игр на Википедии далеко не полон, и куда большего доверия заслуживает база данных MobyGames. Согласно ей, я уже пропустил больше десятка проектов, вышедших перед Might & Magic, и теперь хочу просмотреть каждый из них на предмет того, стоит ли считать их ролевыми.

Вот что мне удалось найти:

  • Wizard's Castle;
  • Oubliette;
  • StarQuest: Rescue at Rigel;
  • 50 Mission Crush;
  • Caverns of Zoarre;
  • DND;
  • Hack;
  • Amulet of Yendor;
  • Cavequest;
  • Dungeon Quest;
  • Heathkit DND;
  • Larn;
  • Leygref's Castle;
  • Make Your Own Murder Party.

Я ничего не знаю ни об одной из этих игр, в том числе и о том, почему они отсутствуют в Википедии. На каждую я потрачу по паре часов и максимум по одному посту, если только не обнаружу что-то действительно интересное. А после этого мне придется серьезно переработать свой список будущих игр. Я хочу проследить историю развития CRPG и отыскать среди них скрытые жемчужины, так что мне нужен как можно более полный список таких игр.


💡
Автор: Честер Болингброк
Перевод: Александр Трифонов
Дата публикации оригинального текста: 20.07.2010
Might and Magic: Final Ranking
A blog in which a dedicated addict plays through all PC computer role-playing games (CRPGs), in chronological order.