В прошлый раз я рассказывал про придуманную мной систему оценок, и теперь покажу ее в действии на примере The Bard’s Tale. Напоминаю, что в каждой категории максимальная оценка — 10.
Игровой мир
Здесь он не слишком-то уникальный — стандартный фэнтезийный город, на который злой волшебник напустил орды монстров, и больше вам ничего не рассказывают. Каков мир за пределами города, откуда взялся этот злодей или ваши герои. Ваши действия никакого влияния на игровой мир не оказывают, даже после победы — убив волшебника, можно вернуться в его башню и убить его снова, а по улицам все так же бродят толпы монстров. В общем, единственное, что здесь интересного — важность бардов в местной культуре.
Оценка: 2
Cоздание и развитие персонажей
Для своего времени система весьма продвинутая и предлагает несколько классов с сильными и слабыми чертами. Охотники наносят небольшой урон, но у них хороший шанс на критическое попадание. Воры никудышные бойцы, но они нужны для обезвреживания ловушек, а магических классов аж четыре штуки с разными наборами заклинаний. Причем два из них — продвинутые, доступные только после прокачки начальных. Но при этом нельзя выбирать пол героев, и нет никаких ролевых возможностей (чтобы определенный класс мог помочь в какой-то ситуации).
Оценка: 3
Взаимодействие с компьютерными персонажами
Его тут толком и нет. Даже если натыкаешься на кого-нибудь мирного, он произносит заготовленную реплику и отправляет ваш отряд дальше — как и во всех RPG того времени, диалогов здесь нет, не то что отыгрыша роли.
Оценка: 1
Сражения и враги
Как я писал, я люблю случайные встречи и возрождающихся врагов, и тут хватает и того и другого. Есть тут и заранее заданные стычки, которые восстанавливаются при повторном заходе на уровень. Например, битва с четырьмя отрядами по 99 варваров в каждом — он длится порядка десяти минут, и если вы выживете, получите больше опыта, чем в любом другом сражении за всю игру. Монстры сильно отличаются друг от друга, у них разные атаки и слабые места. Жаль, в руководстве нет красочных описаний для них.
Оценка: 5
Магическая и боевая система
Сражения здесь такие же, как в Wizardry — трое героев в переднем ряду могут драться, трое в заднем — колдовать или использовать предметы. В боях важна тактика, и постоянно приходится думать, как бы повысить шансы отряда на выживание и сберечь ресурсы. Но поскольку все персонажи собраны на одном экране, о каком-то индивидуальном отыгрыше говорить не приходится.
Оценка: 5
Снаряжение
Вот чего-чего, а снаряжения в игре хватает: от обычных оружия и брони до музыкальных инструментов для бардов, колец, посохов, магических жезлов, масляных фонарей, ковров-самолетов и так далее. У них нет описаний (до такого еще надо ждать несколько лет), но своеобразный шик The Bard’s Tale как раз в этом копании в груде снаряжения в попытке понять, что дает каждый предмет. Правда, в случае с броней довольно быстро можно получить самое лучшее значение защиты, и новые образцы нет смысла примерять. Кроме того, за исключением нескольких квестовых предметов, все остальные попадаются случайным образом.
Оценка: 5
Экономика
Золота в игре находишь много, и это здорово, потому что все деньги уходят на лечение и воскрешение героев. С другой стороны, золото нужно только для этого: после визита в магазин в начале игры, больше смысла туда заходить нет. Но, учитывая постоянные траты на воскрешение, восстановление уровней, снятие окаменения, которые с ростом уровня героев только увеличиваются, вы до самого конца игры будете радоваться каждой найденной груде монет — чего не скажешь даже о многих современных играх.
Оценка: 6
Задания
Главное задание тут только одно, и с единственным исходом — убийством колдуна. Побочных заданий нет вообще, как и возможности отыгрыша.
Оценка: 2
Графика, звук и управление
Графика хороша для своего времени — по сравнению с Wizardry так вообще квантовый скачок, да еще и простенькой анимацией. В DOS-версии нет никаких звуковых эффектов, кроме мелодий барда, что не радует, а вот управление вполне комфортное (в частности, поддерживается мышь).
Оценка: 4
Игровой процесс
В целом, игра линейна — подземелья можно проходить только в определенном порядке. С другой стороны, в уже посещенные можно возвращаться, а весь город открыт с самого начала. Не то чтобы там было чего исследовать. Большую часть прохождения сложность сбалансирована: сохраняться можно только на поверхности, и в вылазках надо следить за уровнем здоровья и маны.
Но под конец игра становится слишком тяжелой — особенно раздражает, что некоторые монстры превращают героев в камень, и против этого нет никакого заклинания или средства. А твари, что высасывают с трудом заработанные уровни у героев, заставляют рвать волосы на голове. В повторном прохождении нет никакого смысла: от другого состава отряда мало что поменяется, а каких-то других решений вы принять не сможете.
Оценка: 4
Итоговый балл The Bard’s Tale — 38/100. В моем списке пройденных и оцененных мной игр она таким образом встает наравне с первой Wizardry — пока что это две самых понравившихся мне ролевых игры, не считая Ultima III.