Ultima II — рассказ о межпланетном воре, беглом преступнике и массовом убийце, который вырезает мирных селян и полицейских, чтобы помочь алчному тирану избавить мир от безвинной девушки, которая жила за миллионы лет до его рождения.

Честно сказать, прохождение этой игры заставило меня скучать по Telengard и постоянным смертям в Wizardry. В первой Ultima хватало глупостей вроде летающих машин и космолетов, но они добавляли игре очарования. Вторая же часть полна бездумной пошлятины, которая только портит впечатление. Не могу поверить, что это прародительница гениальной Ultima IV (по крайней мере, она такова в моей памяти — надеюсь не разочароваться!).

По сюжету, у побежденного нами в оригинале злодея Мондэйна осталась ученица Минакс, могущественная волшебница, которая из мести уничтожила Землю в 2111 году. Но некоторым обитателям удалось спастись с помощью порталов времени.

Погодите-ка, Земля? Да, действие игры проходит не в Британнии, а на нашей планете, причем в пяти разных временных периодах. Это «Пангея» — эпоха за 2 миллиона лет до нашей эры, когда все материки были слиты воедино, затем средневековье, 1990-й год, постапокалиптический 2112-й и, наконец, «Эра легенд», начало времен, в котором расположена крепость Минакс.

После создания персонажа его закидывают в выжженную пустошь без каких-либо ориентиров и с малым количеством припасов. Я занялся исследованием, и очень скоро (что не укладывается ни в какие разумные рамки) прошел путь от Огненной Земли до Италии, перейдя из Америки в Евразию по Берингову перешейку. Да уж.

Нет, я понимаю, что это самая заря ролевых игр. Меня не смущает, что от очков опыта тут нет никакого прока или что развитие персонажа столь ограничено (например, есть всего шесть заклинаний). Но хотя бы сюжет то может быть вменяемым?

На нашего героя нападают орки. Или медведи.

Создание персонажа состоит из распределения параметров героя и выбора расы, класса и имени. Пол, раса и класс влияют только на стартовые характеристики.

В подземельях, как и в первой части, используется вид от первого лица, а вот в городах и на открытой местности — вид сверху. Управление возможно только с клавиатуры, и почти каждая клавиша за что-то отвечает. Некоторые команды, впрочем, работают только при определенных условиях, например, запуск гипер-двигателя.

Полезно. Спасибо.

В руководстве красочно описываются все монстры, но в самой игре вам даже не говорят, кто на вас напал. Все бои сводятся к нажатию кнопки атаки, пока враги не помрут. После сложной боевой системы Wizardry это совсем не впечатляет.

В отличие от первой части, здесь можно разговаривать с любым персонажем, и у каждого найдется пара фраз, правда не очень интересных. Все жрецы призывают «Верь!», а все воины говорят «Моя сильный!». Купцы спрашивают «Купишь у меня яблок?», а стражники напоминают «Заплати налоги!». Если у кого и проскакивает нестандартная фраза, обычно это какая-нибудь дурацкая шутка.

Я гордился своим лодочным мостом из Франции в Гренландию.

Вы, может, рассчитываете, что я посвящу Ultima II несколько постов, но я умудрился пройти ее за один день. И это при том, что я успел поиграть четыре часа в Telengard, написать 12 страниц рабочего отчета и прочитать три главы из книги про статистику. Ultima II несложная игра, если не считать испытание вашего терпения идиотизмом.

Чтобы победить, нужно проделать следующие шаги:

  • Посетить города в четырех из пяти эпох и поговорить со всеми персонажами, чтобы получить необходимые подсказки.
  • Собрать нужные предметы: бронзовые пуговицы и ключи с черепами, чтобы летать на самолетах, голубые шнуры для управления кораблями, трилитиум для использования гипердвигателей и так далее.
Происходящее на экране не менялось в течение двух часов.
  • Накопить кучу золота для всех последующих пунктов. На это уйдет больше всего времени. Вскоре после начала игры вам достается фрегат, и вы плаваете на нем во всех эпохах, расстреливая беззащитных монстров, сами ничем не рискуя. Если бы игра состояла из набора 7500 одинаковых букв в «Блокноте», это было бы настолько же увлекательно.
  • Подкупить портье в отеле «Калифорния» в Новом Сан-Антонио в 1990-м году, чтобы повысить характеристики героя и тот смог использовать оружие для убийства Минакс и носить космическую броню.
  • Подкупить Лорда Бритиша, чтобы достичь максимума здоровья.
Дань?! Ты, высокомерный ублюдок, ты позвал меня на помощь!
  • Убить парочку стражников и снять с них ключи, чтобы проникнуть в тюрьму в Новом Сан-Антонио и купить у одного из заключенных меч Enilno, способный убить Минакс. Это, если вы не догадались, слово Online наоборот. Но вот что под ним понимали в 1982 году, я ума не приложу.
  • Купить космическую броню
  • Отправиться в Москву 2112-го. В ней конечно же есть Красная Площат (Da Red Skwere) и КГБ, но главная цель — украсть самолет, для чего придется убить владельца аэродрома. После этого нужно перелететь в другую часть города, там украсть ракету и добраться на ней до Планеты Икс. Там какой-то мужик по имени Отец Антос даст вам благословение, после чего на Земле нужно отыскать Брата Антоса и получить у него кольцо, защищающее от магических барьеров в замке Минакс. Если вы бросили читать этот бред на середине, я вас не виню.
Должно ли о чем-то намекать то, что координаты Земли равны 6-6-6?
  • Наконец, нужно добраться до замка Минакс в Эпохе Легенд, обойти стражу и убить злодейку волшебным мечом. Когда ее ударяешь, Минакс исчезает и появляется на другом конце замка, а когда догоняешь и бьешь ее там, телепортируется на начальную точку. И так шесть или семь раз подряд.

Думаете, все перечисленное — полный бред? Вот вам еще подборочка.

Мне хочется думать, что здесь она говорит по-немецки.
  • Заклинания применяются только в подземельях, но, поскольку лезть в них нет нужды (ведь вам не повышают за это здоровье, как в оригинале), играть за жреца или волшебника нет смысла.
  • Герой может погибнуть от голода, но в отличие от первой части, здесь не накапливаешь так быстро кучу золота, чтобы закупить едой до самой старости. Приходится опускаться до воровства! К счастью, где-то в районе Намибии есть забегаловка, в которой можно таскать еду круглый день, а когда стражники бросаются за вами, просто заходить в город заново.
  • Можно встретить друида, говорящего: «Anol nathrac uth das bessod dien doch dientes». Если уж хотите отдать дань уважения Экскалибуру, то хотя бы сделайте это правильно: «An-al nathrach, urth vas bethud, doch-hiel dienve».
  • Вы можете посетить все девять планет нашей Солнечной системы (Плутон тогда еще тоже считался планетой), вылезти из ракеты и прогуляться по поверхности. На вас будут нападать орки и пиратские корабли, и для большинства планет используется карта Земли, включая даже города. Единственное отличие – нельзя сохраняться.
Я зашел сюда только для того, чтобы сделать этот скриншот.
  • На Нептуне или Уране есть замок, населенный одними шутами, которые окружают вас плотным кольцом, и приходится прорываться силой.
  • Я уж молчу про десятки глупых шуток и дурацких отсылок к современной (для начала 80-х) культуре.
Вы сделали отсылка на Уоррена Битти (Warren Beatty)? Серъезно?

Лично для меня самое занятное в первой Ultima было встретить людей, которые появятся в более поздних частях: Монтора, Шамино и так далее. Но во второй части я видел лишь Лорда Бритиша, Иоло и Гвенно. Последних двух я видел на лужайке в каком-то из городов. Вспомнив, как я убил Гвенно в первой части, чтобы получить ключ, я приземлился возле парочки на самолете и зарезал обоих.

Шутки шутками, но даже если вы фанат Ultima — особенно если вы фанат — ни за что не связывайтесь со второй частью. Я видел много скучных игр и много проектов с идиотским сюжетом, но сочетание обоих минусов все же попадается редко. Следующая игра!

Следующая игра

После того, как сегодня утром удалось сделать кое-какие дела, я загрузил следующую игру в своей хронологии: Wizardry II. По всем признакам, это точно такая же игра, как и Wizardry, но с другим подземельем. Причем, как я обнаружил, в ней даже нельзя создавать новых персонажей. Приходится импортировать их из Wizardry. На одном из сайтов я обнаружил, что в современной терминологии Wizardry II называется не новой игрой, а пакетом расширения.

В любом случае, я не могу заставить ее работать. Игра предполагает, что я меняю дискеты из дисковода или что-то в этом роде, и, похоже, не запускает процесс экспорта/импорта таким образом, чтобы он был совместим с DOSBox. Я перепробовал все, что только можно придумать. Интернет на удивление не помог: Я нашел на одном форуме человека, у которого была такая же проблема, но он не нашел никакого решения, кроме предложения приобрести The Ultimate Wizardry Archives. Копий этого издания осталось не так уж много — самая дешевая цена, которую я нашел, составляет 70 долларов, что меня бы не отпугнуло, но я не уверен на 100%, что и в этом случае все получится.

Итак, просьба: удалось ли кому-нибудь из читателей этого блога заставить Wizardry II работать на современной системе? Есть ли у кого-нибудь из вас The Ultimate Wizardry Archives на CD и готов ли он протестировать и/или продать его мне? Без Wizardry II следующей игрой в списке будет Ultima III, а затем… боже мой… Wizardry III. Неужели в то время не было других франшиз?

Позже: Wizardry III, похоже, тоже не работает.


💡
Автор: Честер Болингброк
Перевод: Александр Трифонов
Дата публикации оригинального текста: 06.03.2010
Game 7: Ultima II: Revenge of the Enchantress (1982)
A blog in which a dedicated addict plays through all PC computer role-playing games (CRPGs), in chronological order.