В своей автобиографии Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) (один из отцов-основателей США, чей портрет изображен на стодолларовой купюре) вспоминает, как после становления успешным книгопечатником в Филадельфии он задался целью достичь нравственного совершенства.

Он определил для себя 13 добродетелей, которые необходимо блюсти: воздержание, тишина, порядок, упорство, бережливость, любовь к работе, искренность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие и скромность. Осознавая, что соблюдать все их одновременно невозможно, он придумал систему, по которой каждый день он сосредотачивался на какой-то одной добродетели и записывал результаты в особую табличку с оценками.

Я решил уделять каждую неделю какой-то из добродетелей. На первой неделе я сосредоточусь на умеренности, а все остальные буду соблюдать как получится, и в табличке буду отмечать только случаи нарушения каждой.

Когда мне было 13 лет, мои добродетели были другими: честность, сострадание, отвага, честь, жертвенность, духовность и смирение. Я записал их названия вместе с описаниями на карточки и каждое утро перетасовывал их, выбирая одну, которую стану соблюдать целый день. Если выпадала честность, то я старался весь день говорить только правду, если жертвенность, то пытался помочь нуждающемуся. В школьной библиотеке я нашел «Знаменитые цитаты Бартлетта» и выписал оттуда некоторые на листки бумаги, что висели в моей комнате. Я до сих пор помню некоторые из них:

  • «Человек бывает настолько самонадеян, насколько он ограничен пониманием» — Александр Поуп (Alexander Pope).
  • «Господь высоко вознесет тех, кто уничижил себя подлинным смирением» — Джон Кебла (John Keble).

Думаю, немногие, подобно мне, составили свои религиозные убеждения на основе компьютерной игры. Но мне с детства не нравились христианские догматы: сложные правила на тему того, как можно одеваться и что есть, но никаких заветов про активную борьбу со злом. Заповеди про прелюбодеяние и работу в выходные, но не против рабства и насилия.

А вот всеобъемлющая система добродетелей из Ultima IV отлично мне подошла. Быть может, если я прежде ознакомился бы с самурайским кодексом или трудами Айн Рэнд (Ayn Rand), мне бы они тоже понравились. Но я вместо этого играл в Quest of the Avatar.

Создание персонажа в Ultima IV.

Частично система добродетелей в игре основана на индуистской мифологии: оттуда позаимствован концепт Аватара, который многие игроки понимают неверно. В индуизме это земное воплощение божества, оболочка, которую оно принимает, чтобы ходить среди смертных.

В Ultima же героя называют «Аватаром Добродетели»: он не просто образец для подражания или проповедник правильной жизни, но воплощение этих качеств; отвага, честь и так далее, обретшие физическую форму. Идея здесь в следующем: зачем поклоняться какому-то божеству, олицетворяющему истину, любовь и смелость, когда можно вместо этого боготворить сами эти качества?

Но у слова «аватар» есть и другой смысл: ведь персонаж, передвигающийся по экрану, является воплощением вас, игрока. С самой начальной заставки, рассказывающей, как вы перенеслись в сказочный мир, игра заставляет задуматься о том, что ваше альтер-эго действует куда смелее и благороднее, чем вы в реальности.

В большинстве игр подобный процесс односторонний, и оно и к лучшему. Когда игрок часами убивает вымышленных врагов, никому не нужно, чтобы он начал после этого убивать настоящих людей. Если брать менее драматический пример, никто не научится фехтовать, пройдя Oblivion, или колдовать после окончания Wizardry.

Но Ultima IV мотивирует вас перенести ее нравственную систему и на вашу собственную жизнь: стать лучше подобно тому, как вы развиваете своего персонажа. А если вы отмахнетесь от этой идеи — лишь потому, что принципы эти исходят из видеоигры — что ж, вы не способны блюсти самую сложную для исполнения добродетель, смирение.

Другой игры, подобной Ultima IV, не было и не будет уже никогда. У нынешних игроков подобное просто в голове не уложится, и удивительно даже, что в свое время ее сумели воспринять в полной мере. Наверное, причина в том, что ролевые игры в начале 80-х только зарождались, компьютеры не были так распространены, а их владельцы сплошь были «ботанами», восприимчивыми к высоким материям.

Только представьте сегодня игру без главного врага, цель которой — стать образцом для подражания, где сюжет продвигается не посредством сражений, а медитаций в святилищах. Чтобы «победить», надо раздавать золото нищим, сдавать кровь для переливания, никогда не лгать и позволять врагам бежать с поля боя. А разговаривать с игровыми персонажами нужно, печатая ваши вопросы и ответы, а не выбирая готовые фразы.

Извините, что я развел полемику вместо описания самой игры, но ради подобных проектов я вообще начал вести этот блог. Ultima IV — не первая моя ролевая игра, но она годами остается для меня примером, чего можно достичь в этом жанре. И в следующих постах я надеюсь убедить вас, что, несмотря на возраст, пройти ее нужно обязательно всем ценителям RPG.


💡
Автор: Честер Болингброк
Перевод: Александр Трифонов
Дата публикации оригинального текста: 19.04.2010
Ultima IV and Virtue
A blog in which a dedicated addict plays through all PC computer role-playing games (CRPGs), in chronological order.