Начиная с Ultima IV, прохождение подземелий наконец-то становится интересным. В четвертой части, как и в предыдущих, при спуске в катакомбы применяется вид от первого лица, но, как и в Ultima III, встреча с монстрами превращается в пошаговые битвы с видом сверху. А теперь к этому добавилась еще и система «комнат» в подземельях, которые также переключаются на вид сверху, и где нужно искать потайные ходы.
Если вы хотите выбраться из комнаты на востоке, вам придется бродить по ней, пока вы не наткнетесь на плиту на полу, открывающую восточную стену. (в Ultima V будет еще сложнее: секретные двери будут открываться при атаке стен или предметов в комнате). Вот несколько примеров комнат в подземелье:
Собственно, лезть под землю нужно, чтобы раздобыть шесть особых камней, связанных с добродетелями. Камень духовности же нужно подобрать на верхушке горы, подлетев туда на воздушном шаре с помощью заклинания перемены ветра, а камень смирения можно найти возле лунных врат, когда у обоих спутников планеты случается затмение.
Раздобыв все камни, нужно использовать их у алтарей истины, любви и смелости, чтобы получить ключ, необходимый для спуска в Бездну. Ко всем трем алтарям можно попасть из нижней части подземелья Гордыни.
В большинстве подземелий есть как минимум один этаж с несколькими сундуками с сокровищами. Они восстанавливаются, если вы поднимаетесь на поверхность, так что это легкий способ подзаработать, используя заклинание x-it для выхода и z-down для возврата обратно. Либо можно найти комнату с несколькими сундуками, и заходить-выходить из нее. Я также обнаружил, что в Xu4 есть небольшой баг: если обчистить все сундуки на уровне, сохранить игру, выйти из нее и снова загрузить, то сундуки снова будут полны. Однако это похоже на жульничество, поэтому я не пользовался этой лазейкой.
Всякое разное:
- Гремлины вернулись — эти мелкие твари, которые воруют еду и обрекают вас на голод. Но здесь хотя бы можно догнать их и прибить.
- Ловушки, включая ямы и падающие камни. Меня они раздражают, поскольку их никак не избежать — остается только терпеть урон.
- В некоторые части этажей можно попасть, только спустившись по лестнице на одном и поднявшись на другом. К счастью, драгоценные камни показывают вам полную карту — достаточно лишь сделать скриншот и держать его под рукой.
- Некоторые сундуки на самом деле — притворившиеся монстры-мимики, которые нападают на вас.
- В каждом подземелье есть светящийся шар, который повышает характеристики героев. Это также завязано на принципах: истина связана с интеллектом, смелость — с силой, а любовь почему-то с ловкостью. Поэтому шар в подземелье Позора (противоположность чести, сочетания истины со смелостью), повышает и интеллект, и силу героев на 5 пунктов. Как и сундуки, шары бесконечно восстанавливаются, однако за каждое улучшение отбирают у героя по 200 жизней, так что можно ненароком его угробить.
Впрочем, я почти и не задумываюсь о параметрах своих героев, поскольку сражения очень легкие. Единственный раз, когда у меня погиб весь отряд — из-за целой серии ловушек. Даже продвинутые враги погибают быстро, и есть масса способов восстановить здоровье (отдых, заклинания, целебные фонтаны). Битвы вообще довольно быстро становятся однообразными и только раздражают — это одна из самых слабых сторон игры.
Помимо нахождения ключа для Бездны, я взял в отряд последнего спутника, пастушку Катрину. Пользы от нее никакой — начинает на первом уровне, не может использовать почти никакое оружие и броню и не умеет колдовать. В общем, ходячее воплощение смирения.
Чтобы достичь добродетельности в честности, мне в итоге пришлось отправиться на остров Бездны и бросить череп Мондейна в лаву, как я и обещал. Мне также удалось получить частичный аватар в справедливости, так что мне просто необходимо быть более честным. Я закупился хорошим оружием и доспехами для нескольких своих персонажей — волшебные палочки, магические цепи и т. п., — хотя на это ушло почти все мое золото. Уверен, что мне осталось получить последний аватар, запастись реагентами, провести кучу боев, чтобы повысить уровни персонажей, и тогда я буду готов к путешествию в Бездну. Близится конец.