Начиная с Ultima IV, прохождение подземелий наконец-то становится интересным. В четвертой части, как и в предыдущих, при спуске в катакомбы применяется вид от первого лица, но, как и в Ultima III, встреча с монстрами превращается в пошаговые битвы с видом сверху. А теперь к этому добавилась еще и система «комнат» в подземельях, которые также переключаются на вид сверху, и где нужно искать потайные ходы.
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/image-175.png)
Если вы хотите выбраться из комнаты на востоке, вам придется бродить по ней, пока вы не наткнетесь на плиту на полу, открывающую восточную стену. (в Ultima V будет еще сложнее: секретные двери будут открываться при атаке стен или предметов в комнате). Вот несколько примеров комнат в подземелье:
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/reapers.png)
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/dungeonroom3.png)
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/secretdoor.png)
Собственно, лезть под землю нужно, чтобы раздобыть шесть особых камней, связанных с добродетелями. Камень духовности же нужно подобрать на верхушке горы, подлетев туда на воздушном шаре с помощью заклинания перемены ветра, а камень смирения можно найти возле лунных врат, когда у обоих спутников планеты случается затмение.
Раздобыв все камни, нужно использовать их у алтарей истины, любви и смелости, чтобы получить ключ, необходимый для спуска в Бездну. Ко всем трем алтарям можно попасть из нижней части подземелья Гордыни.
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/image-176.png)
В большинстве подземелий есть как минимум один этаж с несколькими сундуками с сокровищами. Они восстанавливаются, если вы поднимаетесь на поверхность, так что это легкий способ подзаработать, используя заклинание x-it для выхода и z-down для возврата обратно. Либо можно найти комнату с несколькими сундуками, и заходить-выходить из нее. Я также обнаружил, что в Xu4 есть небольшой баг: если обчистить все сундуки на уровне, сохранить игру, выйти из нее и снова загрузить, то сундуки снова будут полны. Однако это похоже на жульничество, поэтому я не пользовался этой лазейкой.
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/image-177.png)
Всякое разное:
- Гремлины вернулись — эти мелкие твари, которые воруют еду и обрекают вас на голод. Но здесь хотя бы можно догнать их и прибить.
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/image-292.png)
- Ловушки, включая ямы и падающие камни. Меня они раздражают, поскольку их никак не избежать — остается только терпеть урон.
- В некоторые части этажей можно попасть, только спустившись по лестнице на одном и поднявшись на другом. К счастью, драгоценные камни показывают вам полную карту — достаточно лишь сделать скриншот и держать его под рукой.
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/image-293.png)
- Некоторые сундуки на самом деле — притворившиеся монстры-мимики, которые нападают на вас.
- В каждом подземелье есть светящийся шар, который повышает характеристики героев. Это также завязано на принципах: истина связана с интеллектом, смелость — с силой, а любовь почему-то с ловкостью. Поэтому шар в подземелье Позора (противоположность чести, сочетания истины со смелостью), повышает и интеллект, и силу героев на 5 пунктов. Как и сундуки, шары бесконечно восстанавливаются, однако за каждое улучшение отбирают у героя по 200 жизней, так что можно ненароком его угробить.
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/image-294.png)
Впрочем, я почти и не задумываюсь о параметрах своих героев, поскольку сражения очень легкие. Единственный раз, когда у меня погиб весь отряд — из-за целой серии ловушек. Даже продвинутые враги погибают быстро, и есть масса способов восстановить здоровье (отдых, заклинания, целебные фонтаны). Битвы вообще довольно быстро становятся однообразными и только раздражают — это одна из самых слабых сторон игры.
Помимо нахождения ключа для Бездны, я взял в отряд последнего спутника, пастушку Катрину. Пользы от нее никакой — начинает на первом уровне, не может использовать почти никакое оружие и броню и не умеет колдовать. В общем, ходячее воплощение смирения.
Чтобы достичь добродетельности в честности, мне в итоге пришлось отправиться на остров Бездны и бросить череп Мондейна в лаву, как я и обещал. Мне также удалось получить частичный аватар в справедливости, так что мне просто необходимо быть более честным. Я закупился хорошим оружием и доспехами для нескольких своих персонажей — волшебные палочки, магические цепи и т. п., — хотя на это ушло почти все мое золото. Уверен, что мне осталось получить последний аватар, запастись реагентами, провести кучу боев, чтобы повысить уровни персонажей, и тогда я буду готов к путешествию в Бездну. Близится конец.
![](https://4.bp.blogspot.com/_I182g1bK2Yw/TAx5PPKBP_I/AAAAAAAAAbk/EnkeumWeVZo/w1200-h630-p-k-no-nu/fightingincorridor.png)