Как обычно, оценки я выставляю по разработанной мной системе из десяти пунктов и потом суммирую их, получая число от 0 до 100.

Ultima IV предлагает по-настоящему интересный и необычный главный квест (это оригинальный скриншот DOS-версии. Большинство других - из ремейка Xu4).

Игровой мир

Одна из сильнейших сторон игры. Здесь весьма большой мир, усыпанный городами, замками, деревушками и подземельями. У него проработанная и интересная история с множеством персонажей и легенд. И вы сразу понимаете, какое значение имеет превращение героя в Аватара в этом контексте. Единственный крупный минус — то, что последствия ваших действий почти никак не ощущаются, как и во всех играх того времени. Даже когда герой становится Аватаром, никто на это не реагирует и продолжает повторять те же фразы, что раньше.

Оценка: 8
Часть богатой и увлекательной «Истории Британии».

Создание и развитие персонажей

Здесь применяется уникальный способ — ответы на вопросы о добродетелях, и по итогу определяется класс главного героя. В остальном, к сожалению, ничего выдающегося: убивая монстров и выполняя задания, персонаж растет вплоть до восьмого уровня, что увеличивает его запас здоровья. Еще можно брать все больше спутников, но в целом развитие героя разочаровывает — кроме класса настраивать больше ничего нельзя.

Оценка: 4

Взаимодействие с компьютерными персонажами

Игра уникальна и в этом: нужно самому печатать ключевые слова, и игра их распознает. Персонажей в игре куча, и поговорить нужно с каждым, чтобы продвинуться по сюжету. Более того, говоря только правду, вы повышаете честность героя, и если не хвастаетесь, улучшаете его смирение. Впрочем, набор фраз у персонажей ограничен, и о полноценных разговорах говорить не приходится.

Оценка: 7

Сражения и враги

Монстров в игре не так уж много, но у каждого уникальные особенности, и все они подробно описаны в руководстве пользователя. При этом можно позволять убегать израненным врагам с поля боя, чтобы повысить честь героя, и надо избегать стычек с нейтральными существами, чтобы улучшить его правосудие. Сражения есть как заскриптованные, так и случайные, и враги постоянно возрождаются. В целом, битвы быстро становятся однообразными и раздражают.

Оценка: 6

Магическая и боевая система

Магическая система очень необычная и требует добычи и смешивания ингредиентов для сотворения заклинаний. Они также подробно расписаны в руководстве. Но в целом, это не сильная сторона Ultima IV. Вам так много рассказывают о трудностях поиска паслена и мандрагоры, но по факту они не особо нужны — заклинания с ними я использовал с дюжину раз.

Сражения быстро наскучивают, как только у героев появляется дальнобойное оружие, и большую часть времени они слишком легкие. Я ни разу не применял ни одно атакующее заклинание, а из 99 лечащих, приготовленных перед походом в Бездну, ни одно не пригодилось. В подземельях приходится иногда подумать, как пройти комнату, но в целом все очень скучно (только один из моих персонажей погиб за всю игру) — игра не дает стимула тщательно планировать сражения. Положительным моментом является то, что реагенты для некоторых заклинаний приходится искать, общаясь с NPC.

Оценка: 3
Я заготовил десять заклинаний огненного шара, и единственный раз, когда я применил их — это для создания этого скриншота.

Снаряжение

Голый минимум. Восемь типов брони и оружия без каких-либо описаний: что лучше, нужно догадываться по ценнику. При этом найти их в бою или подземелье невозможно, только купить в магазинах. Секстант, магические камни и ключи — интересные добавления, но этого недостаточно.

Оценка: 2

Экономика

С одной стороны, деньги вам нужны постоянно — оружие, броня, реагенты, еда, факелы и ключи обходятся недешево. С другой стороны, за победу над врагами золота получаешь мало, и приходится посещать подземелье с восстанавливающимися сундуками. Интересно, что ради сохранения добродетелей нельзя обманывать слепого торговца травами и грабить горожан.

Оценка: 6

Задания

Главная цель Ultima IV такова, что ее не скоро забудешь, и ни в одной ролевой игре ничего похожего не было и нет до сих пор: вынесенные из нее уроки можно применить на собственную жизнь. К сожалению, способ выполнения задания лишь один, а побочных нет вообще.

Оценка: 8

Графика, звук и управление

Я играл в обновленную версию, но даже в оригинале картинка не так уж плоха. Монстров легко различить по анимированным иконкам, а вот звук мне пришлось отключить, поскольку он объединен с музыкой. Мелодии запоминающиеся, но быстро надоедают, да и звуковые эффекты сводятся к попискиванию динамика. А вот управление простое и удобное.

Оценка: 4

Игровой процесс

До самого конца прохождение нелинейное, можно идти, куда хочешь, и исследовать города и подземелья в любом порядке. Но вот в повторном прохождении смысла никакого, даже за другой класс. Темп игры хорошо подобран, а два месяца у меня на нее ушло из-за того, что я много путешествовал и не часто мог играть. А еще она слишком легкая.

Оценка: 5

Финальная оценка — 53. Как и ожидалось, это лучшая игра из тех, что я уже прошел, но я на самом деле удивлен, что она не сильно-то ушла от Ultima III. Сюжетно четвертая часть остается уникальной даже сегодня, но именно как ролевая игра она не сказать чтобы великая. На очереди — Wizard’s Crown!


💡
Автор: Честер Болингброк
Перевод: Александр Трифонов
Дата публикации оригинального текста: 13.06.2010
Ultima IV: Final Ranking
A blog in which a dedicated addict plays through all PC computer role-playing games (CRPGs), in chronological order.