Ultima IV — это ни на что не похожее приключение в фэнтезийном мире, не уступающем по проработке современным ролевым играм. Технически она мало изменилась по сравнению с третьей частью, но сюжет и задания здесь стали намного интереснее.
В середине 80-х я проходил ее, кажется, несколько лет: сперва на Commodore 64 у друга, потом на моем собственном. Понятия не имею, почему это отняло так много времени — я перепроходил ее в 1994 году, и был разочарован, насколько быстро игра закончилась, и что многие из особенностей, которые мне так нравились, на самом деле появились только в Ultima V. В третий раз я прошел ее в 2000 году, причем за одни сутки, и надеюсь, что за прошедшее время я успел ее позабыть и взгляну на игру свежим взглядом. Кроме того, играть я буду в переработанную фанатами для современных систем версию с улучшенной графикой и звуком.
Создание персонажа здесь уникально для своего времени, сегодня его можно сравнить разве что с Morrowind и Oblivion, отдающими дань уважения Ultima IV. Вы указываете свое имя (памятуя о том, что Лорд Бритиш получил свое имя на родине, я выбрал «Америкус») и пол, и вам рассказывают, как вы решили прогуляться за городом, устали и уснули под деревом. Вдруг перед вами появились «лунные врата» (ранее появлялись в Ultima и Ultima II), и перед исчезновением кто-то кинул сквозь них посылку, содержащую анкх, матерчатую карту, том «Истории Британнии, рассказанную Кайлом Младшим» и книгу заклинаний. Все эти предметы, кстати, находились в коробке с игрой!
Карта и учебник истории рассказывают о проработанном мире с богатой историей, который в дальнейшем будет использоваться вплоть до Ultima VII. И куда только пропали подобные сопроводительные материалы к играм? После пересказа событий первых трех частей речь заходит о новом континенте, что возник из остатков Сосарии, который Лорд Бритиш назвал Британнией. В наступившей мирной эпохе он сосредоточился на улучшении условий для своих подданных, налаживая их образование, духовную жизнь и боевую подготовку.
Каждый из восьми крупнейших городов стал культурным центром для какой-либо из профессий: Мунглоу облюбовали маги, Британия заселили барды и так далее. Один из городов — Скара Брэй (Skara Brae) — очевидно, дань уважения The Bard’s Tale, но вообще это название неолитических руин в Шотландии. Появилось и две новых профессии-класса: пастухи и ремесленники. Все предметы, враги и достопримечательности расписаны тут в красках. Например:
- «КИНЖАЛ: Десять дюймов прекрасно обработанной стали — вот что такое британнский кинжал. Традиционная гарда в виде корзинки выглядит очень удобной. Любимое оружие новичков».
- «ЛЕС: Густые заросли заставляют ступать осторожно, снижая скорость передвижения вдвое. Вокруг раскинулись столь любимые друидами дубы, которые перемежаются зарослями ясеня и бука. Из-за деревьев довольно сложно рассмотреть, что находится впереди».
- «БЕЗГОЛОВЫЙ: Внушающее ужас порождение ночных кошмаров — могучее злобное существо, способное лишь к разрушению. Многие путнки бежали в ужас, лишь завидев приближающееся тело без головы».
Лишь под самый конец руководства вам намекают про основную задачу игры. В послесловии от Лорда Бритиша говорится: «Мы ищем того, кто стал бы блистательным примером для всего нашего народа и вывел нас из Эпохи Тьмы в Век Просвещения. Мы разослали это послание в самые дальние уголки известной Вселенной и даже сквозь время. Найдется ли тот, кто сможет пройти путь Аватара?».
Здесь и кроется ключ к тому, что делает Ultima IV уникальной. Эта игра не о борьбе со вселенским злом, вроде Мондейна, Минакс и Эксодуса. Эта игра о достижении морального просветления. Ничего подобного в CRPG не было, и, наверное, не будет.
Возвращаясь к игре, после чтения книги про историю, вы натыкаетесь на «средневековую ярмарку», и, показав анкх на входе, проходите на нее бесплатно. Там вы заходите в шатер к цыганке и участвуете в гадании на картах таро, символизирующих восемь добродетелей.
Это вообще очень важная цифра для игры: есть восемь добродетелей Аватара, восемь классов, привязанных к ним, и восемь городов, где живут представители этих профессий. И рядом с каждым есть святилище, в котором нужно читать мантры после использования восьми рун. Каждая добродетель имеет свою противоположность, которая (как правило) служит названием подземелья. В восьми подземельях можно найти восемь камней восьми цветов. Идеальная симметрия.
Цыганка задает вам вопросы, каждый из которых дает выбор между двумя добродетелями. Один может противопоставить честность и честь, другой — духовность и жертвенность. По прохождении этого теста определяется добродетель, к которой вы склоняетесь больше всего, и определяется ваш класс.
Раньше я всегда отвечал на вопросы таким образом, чтобы стать паладином — это лучший класс в игре, воин, способный использовать почти любое снаряжение и умеющий колдовать. Но в этот раз я решил отвечать честно, как сам думаю.
- «Ваш лорд запретил вам помогать вашим друзьям в предстоящей битве. Проявите ли вы Честность и повинуетесь или проявите Отвагу и поможете товарищам?». Тут и думать нечего, дурацкие приказы мне не помеха — я выбираю Отвагу и теряю возможность стать магом.
- «Ваш капитан попросил вас, как одного из королевских гвардейцев, посетить госпиталь и взбодрить больных детишек рассказами о ваших подвигах. Проявите ли вы Сострадание или из Скромности попросите кого-то другого?». Я не уверен, что это честный тест на сострадание, поскольку, возможно, кто-то из моих товарищей развлечет детей не хуже меня. Но я не люблю хвастаться, да и детей не очень, так что выбираю Скромность. Бардом мне не бывать!
- «Вы поклялись служить вашему Лорду, и он приказал вам отнять земельный участок у его владельца. Выберете ли вы Справедливость и откажетесь или ради Чести соблюдете клятву?». Не повезло мне с лордом, и такой приказ я выполнять не стану — так что паладином мне не стать.
- «Всю свою жизнь вы посвятили благотворительности, и тут ваш умирающий от болезни дядя просит присмотреть за его таверной. Пожертвуете ли вы вашим целомудрием и выполните просьбу родственника?». Я терпеть не могу семейные обязательства, так что ремесленником я не буду.
- «Хотя вы и учитель музыки, боевыми навыками вы также не обделены, поэтому вас пригласили поучаствовать в состязании. Примете ли вы вызов и Отважно поборетесь за победу или откажетесь из Скромности, зная, что все равно победите?». Второй вариант больше похож на заносчивость, а не скромность, так что мой выбор — Отвага и прощание с карьерой пастуха.
- «Вы верите, что добродетель скрывается во всех людях. И вот вы ловите вора на месте преступления: отдадите ли вы его правосудию или попытаетесь вернуть его на путь истинный своими словами?». Вот это конечно уже сложнее, и я в реальности недавно столкнулся с похожей ситуацией. В том случае наказание мне показалось более суровым, чем само преступление, и здесь я поступлю также, склоняясь в сторону друида.
- «Местный забияка провоцирует вас на драку. Дадите ли вы отважно отпор или откажетесь от насилия, зная, что ни к чему хорошему это не приведет?». Что за глупости, после хорошей трепки он дважды подумает, прежде чем кого-то задирать. Так что я снова выбираю Отвагу, отказываюсь от пути рейнджера, и в итоге становлюсь банальнейшим воином.
В общем-то, это не так критично — по ходу игры к вам присоединятся семь спутников всех остальных классов и составят полный отряд. Всего их восемь, но того, что одного с вами класса, в команду взять нельзя. Самые известные из них — паладин Дюпре, рейнджер Шамино и бард Иоло, которые появятся и в других частях Ultima. А вот воина Джоффри нигде больше не встретишь, так что фиг с ним.
После выбора класса вам говорят, что вы испытываете сильное головокружение и просыпаетесь в лесу на острове по соседству с каким-то городом. Снаряжения у вас никакого нет, но откуда-то в карманах взялись 200 золотых и запас еды. Собравшись с духом, отправляемся в город, чтобы узнать, что вообще происходит…