Ultima IV — начало

· прочитаете за 6 мин.
Ultima IV — начало

Ultima IV — это ни на что не похожее приключение в фэнтезийном мире, не уступающем по проработке современным ролевым играм. Технически она мало изменилась по сравнению с третьей частью, но сюжет и задания здесь стали намного интереснее.

В середине 80-х я проходил ее, кажется, несколько лет: сперва на Commodore 64 у друга, потом на моем собственном. Понятия не имею, почему это отняло так много времени — я перепроходил ее в 1994 году, и был разочарован, насколько быстро игра закончилась, и что многие из особенностей, которые мне так нравились, на самом деле появились только в Ultima V. В третий раз я прошел ее в 2000 году, причем за одни сутки, и надеюсь, что за прошедшее время я успел ее позабыть и взгляну на игру свежим взглядом. Кроме того, играть я буду в переработанную фанатами для современных систем версию с улучшенной графикой и звуком.

Создание персонажа здесь уникально для своего времени, сегодня его можно сравнить разве что с Morrowind и Oblivion, отдающими дань уважения Ultima IV. Вы указываете свое имя (памятуя о том, что Лорд Бритиш получил свое имя на родине, я выбрал «Америкус») и пол, и вам рассказывают, как вы решили прогуляться за городом, устали и уснули под деревом. Вдруг перед вами появились «лунные врата» (ранее появлялись в Ultima и Ultima II), и перед исчезновением кто-то кинул сквозь них посылку, содержащую анкх, матерчатую карту, том «Истории Британнии, рассказанную Кайлом Младшим» и книгу заклинаний. Все эти предметы, кстати, находились в коробке с игрой!

Ничего себе. Эта игра как будто что-то знает про меня.

Карта и учебник истории рассказывают о проработанном мире с богатой историей, который в дальнейшем будет использоваться вплоть до Ultima VII. И куда только пропали подобные сопроводительные материалы к играм? После пересказа событий первых трех частей речь заходит о новом континенте, что возник из остатков Сосарии, который Лорд Бритиш назвал Британнией. В наступившей мирной эпохе он сосредоточился на улучшении условий для своих подданных, налаживая их образование, духовную жизнь и боевую подготовку.

Хорошо! Господи.

Каждый из восьми крупнейших городов стал культурным центром для какой-либо из профессий: Мунглоу облюбовали маги, Британия заселили барды и так далее. Один из городов — Скара Брэй (Skara Brae) — очевидно, дань уважения The Bard’s Tale, но вообще это название неолитических руин в Шотландии. Появилось и две новых профессии-класса: пастухи и ремесленники. Все предметы, враги и достопримечательности расписаны тут в красках. Например:

  • «КИНЖАЛ: Десять дюймов прекрасно обработанной стали — вот что такое британнский кинжал. Традиционная гарда в виде корзинки выглядит очень удобной. Любимое оружие новичков».
  • «ЛЕС: Густые заросли заставляют ступать осторожно, снижая скорость передвижения вдвое. Вокруг раскинулись столь любимые друидами дубы, которые перемежаются зарослями ясеня и бука. Из-за деревьев довольно сложно рассмотреть, что находится впереди».
  • «БЕЗГОЛОВЫЙ: Внушающее ужас порождение ночных кошмаров — могучее злобное существо, способное лишь к разрушению. Многие путнки бежали в ужас, лишь завидев приближающееся тело без головы».

Лишь под самый конец руководства вам намекают про основную задачу игры. В послесловии от Лорда Бритиша говорится: «Мы ищем того, кто стал бы блистательным примером для всего нашего народа и вывел нас из Эпохи Тьмы в Век Просвещения. Мы разослали это послание в самые дальние уголки известной Вселенной и даже сквозь время. Найдется ли тот, кто сможет пройти путь Аватара?».

Здесь и кроется ключ к тому, что делает Ultima IV уникальной. Эта игра не о борьбе со вселенским злом, вроде Мондейна, Минакс и Эксодуса. Эта игра о достижении морального просветления. Ничего подобного в CRPG не было, и, наверное, не будет.

Карта, которую я знаю лучше, чем свой родной город.

Возвращаясь к игре, после чтения книги про историю, вы натыкаетесь на «средневековую ярмарку», и, показав анкх на входе, проходите на нее бесплатно. Там вы заходите в шатер к цыганке и участвуете в гадании на картах таро, символизирующих восемь добродетелей.

Это вообще очень важная цифра для игры: есть восемь добродетелей Аватара, восемь классов, привязанных к ним, и восемь городов, где живут представители этих профессий. И рядом с каждым есть святилище, в котором нужно читать мантры после использования восьми рун. Каждая добродетель имеет свою противоположность, которая (как правило) служит названием подземелья. В восьми подземельях можно найти восемь камней восьми цветов. Идеальная симметрия.

На мой взгляд, она не выглядит такой уж старой.

Цыганка задает вам вопросы, каждый из которых дает выбор между двумя добродетелями. Один может противопоставить честность и честь, другой — духовность и жертвенность. По прохождении этого теста определяется добродетель, к которой вы склоняетесь больше всего, и определяется ваш класс.

Раньше я всегда отвечал на вопросы таким образом, чтобы стать паладином — это лучший класс в игре, воин, способный использовать почти любое снаряжение и умеющий колдовать. Но в этот раз я решил отвечать честно, как сам думаю.

  • «Ваш лорд запретил вам помогать вашим друзьям в предстоящей битве. Проявите ли вы Честность и повинуетесь или проявите Отвагу и поможете товарищам?». Тут и думать нечего, дурацкие приказы мне не помеха — я выбираю Отвагу и теряю возможность стать магом.
  • «Ваш капитан попросил вас, как одного из королевских гвардейцев, посетить госпиталь и взбодрить больных детишек рассказами о ваших подвигах. Проявите ли вы Сострадание или из Скромности попросите кого-то другого?». Я не уверен, что это честный тест на сострадание, поскольку, возможно, кто-то из моих товарищей развлечет детей не хуже меня. Но я не люблю хвастаться, да и детей не очень, так что выбираю Скромность. Бардом мне не бывать!
  • «Вы поклялись служить вашему Лорду, и он приказал вам отнять земельный участок у его владельца. Выберете ли вы Справедливость и откажетесь или ради Чести соблюдете клятву?». Не повезло мне с лордом, и такой приказ я выполнять не стану — так что паладином мне не стать.
  • «Всю свою жизнь вы посвятили благотворительности, и тут ваш умирающий от болезни дядя просит присмотреть за его таверной. Пожертвуете ли вы вашим целомудрием и выполните просьбу родственника?». Я терпеть не могу семейные обязательства, так что ремесленником я не буду.
  • «Хотя вы и учитель музыки, боевыми навыками вы также не обделены, поэтому вас пригласили поучаствовать в состязании. Примете ли вы вызов и Отважно поборетесь за победу или откажетесь из Скромности, зная, что все равно победите?». Второй вариант больше похож на заносчивость, а не скромность, так что мой выбор — Отвага и прощание с карьерой пастуха.
Действительно сложный выбор.
  • «Вы верите, что добродетель скрывается во всех людях. И вот вы ловите вора на месте преступления: отдадите ли вы его правосудию или попытаетесь вернуть его на путь истинный своими словами?». Вот это конечно уже сложнее, и я в реальности недавно столкнулся с похожей ситуацией. В том случае наказание мне показалось более суровым, чем само преступление, и здесь я поступлю также, склоняясь в сторону друида.
  • «Местный забияка провоцирует вас на драку. Дадите ли вы отважно отпор или откажетесь от насилия, зная, что ни к чему хорошему это не приведет?». Что за глупости, после хорошей трепки он дважды подумает, прежде чем кого-то задирать. Так что я снова выбираю Отвагу, отказываюсь от пути рейнджера, и в итоге становлюсь банальнейшим воином.

В общем-то, это не так критично — по ходу игры к вам присоединятся семь спутников всех остальных классов и составят полный отряд. Всего их восемь, но того, что одного с вами класса, в команду взять нельзя. Самые известные из них — паладин Дюпре, рейнджер Шамино и бард Иоло, которые появятся и в других частях Ultima. А вот воина Джоффри нигде больше не встретишь, так что фиг с ним.

После выбора класса вам говорят, что вы испытываете сильное головокружение и просыпаетесь в лесу на острове по соседству с каким-то городом. Снаряжения у вас никакого нет, но откуда-то в карманах взялись 200 золотых и запас еды. Собравшись с духом, отправляемся в город, чтобы узнать, что вообще происходит…


💡
Автор: Честер Болингброк
Перевод: Александр Трифонов
Дата публикации оригинального текста: 25.04.2010
Game 16: Ultima IV: Quest of the Avatar (1985)
A blog in which a dedicated addict plays through all PC computer role-playing games (CRPGs), in chronological order.