Да уж, все оказалось куда быстрее и проще, чем я рассчитывал. Дюпре, Шамино, Мэрайя и Иоло достигли седьмого уровня, Яана и Джулия — шестого, а Катрина — пятого. Я достал для них волшебное снаряжение. Сделав последнюю остановку на Кровавых равнинах, чтобы пополнить запасы мандрагоры, рассчитывая на то, что мне понадобится много заклинаний воскрешения и отправился на Остров Бездны.

Увы, мне не удается найти сайт Origin Systems.

Хотя самое лучшее оружие в игре — мистическое, пройти финал можно и без него. А вот что нужно обязательно:

  • Достичь максимума во всех добродетелях и стать их Аватаром. Это включало в себя: не обманывать слепых торговцев, не покидать поле боя, позволять раненым врагам бежать, позволять незлым существам бежать из боя, честно отвечать на вопросы, проявлять смирение, когда меня спрашивали, каковы мои достоинства, подавать нищим, жертвовать хит-пойнты в банк крови и часто общаться с Провидцем Хоквиндом, чтобы проверить свой прогресс. Затем мне нужно было найти руны, выучить мантры для каждой из добродетелей и медитировать у соответствующих святынь.
  • Раздобыть колокол смелости, книгу истины и свечу любви, следуя подсказкам.
  • Посетить все подземелья и найти все камни добродетелей, чтобы получить особый ключ из трех частей
  • Узнать пароль из трех частей у трех лордов
  • Прокачать героев и купить им хорошее снаряжение
  • Заучить связи между добродетелями и принципами

Возле Острова Бездны мне очень пригодилось волшебное рулевое колесо, которое повысило крепость корпуса моего корабля с 50 до 99 — дело в том, что здешние воды кишат пиратами.

Но я их благополучно победил, и даже выстроил обломки в виде моста, чтобы можно было вернуться назад.

Затем пришлось пробираться через ядовитое болото и лечить героев.

В итоге я вышел к большому разливу лавы и там применил колокол, книгу и свечу. Лава исчезла и открылся вход в подземелье.

Зайдя, я попытался применить заклинание и даже не удивился, что оно не сработало.

Вообще, преодоление Бездны — довольно муторный процесс шатания по комнатам в поисках алтаря на каждом этаже. На пути встречается много лавовых потоков и неприятных тварей вроде огнедышащих ящериц.

Волшебные камни, показывающие карту, здесь очень сильно помогают. Без них я бы потерял много времени, заходя в тупиковые комнаты вместо того, чтобы пройти через потайные двери.

На каждом алтаре нужно ответить на простенький вопрос про какую-нибудь из добродетелей, и положить камень нужного цвета.

В этой комнате четвертого уровня было немного жутковато:

Эта комната пятого уровня была самым неприятным местом в игре: здесь было полно жнецов, которые снова и снова накладывали заклинание «сон». На то, чтобы пройти ее медленным шагом, ушло около 45 минут. Заклинание «пробуждение» почти не помогает, потому что они снова погружают вас в сон почти так же быстро.

На шестом этаже мне попался лабиринт, через который я долго пробирался. Вот одна из комнат — обратите внимание, что восточную и западную стороны ничто не соединяет. Также обратите внимание, что по какой-то странной причине я сражаюсь с торнадо.

На седьмом уровне в комнатах появились потайные двери. Потребовалось время, чтобы понять, как их обнаружить и пройти через комнату. Не помогало и то, что балрон в центре постоянно усыплял меня.

На восьмом, последнем этаже, я столкнулся со своим собственным отрядом, но двойники умерли почти без боя.

Наконец, я добрался до последнего алтаря в Палате Кодекса, где мне и пригодился ключ из трех частей и пароль VERAMOCOR (скриншот, подчеркиваю, из ремейка XU4, а не из оригинальной игры):

Загадочный голос (кстати, чей он? Бога? Кодекса?) начал задавать вопросы про добродетели. Каждый правильный ответ заполнял часть символа.

И тут Xu4 (версия с улучшенной графикой, в которую я играю) меня подвела. Доходя до вопроса про правосудие, она вылетала. К счастью, сохранения подошли и к оригинальной версии, поэтому последующие скриншоты — из DOS.

Сами вопросы довольно простенькие, и шли в привычном порядке: честность, сострадание, доблесть, справедливость, жертвенность, честь, духовность, смирение. Было бы интереснее, если бы игра пыталась обмануть вас, задавая вопросы не по порядку.

Затем следуют три вопроса о принципах добродетели, снова представленных в обычном порядке: истина, любовь, мужество.

Но вот самый последний вопрос застал меня врасплох, когда я проходил Ultima IV в детстве. Ответ на него вы можете узнать, только записывая буквы, появляющиеся в видениях после постижения каждой добродетели. Я этого не сделал, а возвращаться и все повторять заново было ну ооочень неохота. Поскольку интернета тогда еще не существовало, мне пришлось позвонить по платному телефону в Origin и получить ответ у отзывчивой женщины на другом конце.

Тем не менее, я до сих пор не понимаю, какое отношение ко всему этому имеет «бесконечность».

И что такое Кодекс? Кто его создал и засунул на самое дно подземелья? Если я должен был стать Аватаром, чтобы раздобыть его, читал ли его кто-то после этого? И что в нем написано? При этом я не помню, чтобы в следующих частях игры это объяснялось.

После игра чего игра сообщает, что герою открылись безграничные знания из Кодекса Высшей Премудрости. Голос говорит:

Ты доказал, что истинно добр. Знай же, что быть Аватаром — дело всей жизни, которое надо постоянно удобрять добрыми делами. Если ты собьешься с пути добродетелей, то потеряешься навеки. Теперь возвращайся в свой мир и будь в нем примером для окружающих, каким ты стал для живущих здесь.

Да уж, иными словами, постарайся, чтобы дверь не хлопнула по жопе, когда будешь уходить. Не могли хотя бы какое-то поздравление от Лорда Бритиша придумать? Дальше вам сообщают, что голос умолкает, героя охватывает темнота, и очухивается он посреди круга камней, откуда перенесся в Британнию. Он думает, не привиделось ли ему это, но обнаруживает в руке анкх (крест с кольцом наверху, символ Аватара), и осознает, что всегда сможет вернуться, поскольку теперь знает секрет лунных врат.

В итоге прохождение отняло у меня почти два месяца и 82,395 ходов, хотя я рассчитывал на одни выходные. Мне кажется, финальные строки про «вернись в свой мир и будь примером для остальных» разработчики адресуют игрокам, чтобы мотивировать их стать чуточку лучше. И знаете что? Вот что я собираюсь сделать завтра:

  • Признаться жене, что мое обучение на кандидата наук стоит в полтора раза больше, чем я ей говорил изначально
  • Позвонить подруге, которой сейчас приходится очень трудно, и говорить с ней столько, сколько ей захочется
  • Первому же человеку, которого я увижу под дождем без зонтика, отдать свой
  • Одолжить еще денег кому-то нуждающемуся через сервис Kiva

Это что касается честности, сострадания, доблести и самопожертвования. Есть идеи по поводу чести, справедливости, духовности и смирения?

Что ж, остался финальный рейтинг и двинемся дальше.


💡
Автор: Честер Болингброк
Перевод: Александр Трифонов
Дата публикации оригинального текста: 12.06.2010
Ultima IV: Won!
A blog in which a dedicated addict plays through all PC computer role-playing games (CRPGs), in chronological order.