Современные ролевые игры — для слабаков. Вы начинаете в безопасном месте, узнаете предысторию вашего героя, и отправляетесь выполнять первое задание про убийство крыс. Не успеешь обернуться, как он уже шестого уровня и сжигает кобольдов файрболами.
А вот, для сравнения, первый опыт моего персонажа в Telengard.
Игра: Ваше имя, благородный сэр?
Я: Артурус.
Игра: Вы спускаетесь в глубины подземелья Теленгард.
Игра: Хотите ли вы подняться наверх, спуститься ниже или остаться на этом этаже?
Я: Остаться.
Я: Двигаться на север
Игра: Вы видите дракона третьего уровня. Будете драться, колдовать или убегать?
Я: Драться!
Игра: Вы наносите 4 единицы урона. Дракон наносит 14. Вы мертвы!
Игра: И вот так еще один слабак сыграл в ящик. Хотите сыграть снова?
Правда, эта игра — чистое безумие. С другими героями я добился большего успеха, но все они погибали, пока я прерывался на написание этого поста. Дело в том, что даже если вы ничего не делаете в течение пяти секунд, игра натравливает на вас врагов. И нет никакой возможности поставить ее на паузу! Вот прямо сейчас моего очередного героя убил скелет.
Всякий раз, как вы проводите ход на одном месте, есть шанс найти сокровище. Даже не отходя никуда от лестницы в самом начале игры, я подобрал больше тысячи монет, кольцо защиты и кольцо регенерации. За это время меня попытались убить шесть монстров; получилось у мумии. Безумие, говорю вам.
В общем, по всем признакам Telengard — игра из семейства Rogue.
[Дополнение: Я не знал, о чем говорил в 2010 году. Эта игра не имеет ничего общего с roguelike. Она входит в линейку DND, начало которой положила игра Game of Dungeons для компьютеров PLATO. Подробности ищите в конце текста.]
Руководство пользователя задает тон в типичном для этой эпохи драматичном ключе. При создании персонажа вы случайным образом получаете для него характеристики и придумываете имя, и на этом все — ни выбора расы, ни класса.
Как и в Rogue, вы можете сохранять вашего персонажа, но каждый раз после загрузки игра удаляет сохранение. Так что если он погиб, то с концами. Ну и разумеется, случается это очень часто. А еще это единственная игра, в которой есть специальная кнопка для совершения самоубийства. Поверьте, когда вы через несколько секунд после создания героя натыкаетесь на великана третьего уровня, ничего больше и не остается.
Золота тут попадается много, но проку от этого никакого, поскольку купить все равно ничего нельзя. Но каждый раз, когда вы поднимаетесь наверх в таверну, собранные монеты автоматически переводятся в опыт, что здорово. Не то чтобы это спасало при встрече с драконом четвертого уровня.
Неприятное открытие — когда подбираешь предмет (оружие, кольцо, щит и т. п.), он заменяет тот, что уже был у вас, и я таким образом лишился «меча +2». Впрочем, все равно он бесполезен против минотавра пятого уровня.
Еще тут есть заклинания, которые герой получает по мере увеличения уровня. Ничего экзотического: волшебная стрела, усыпление, лечение, и при их использовании тратится мана. Но я пока не прожил достаточно долго, чтобы разобраться, как они восстанавливаются.
Я уже наверное надоел своим нытьем, но в Telengard погибаешь так часто, что в это даже сложно поверить. С этой игрой мы явно не подружимся — я только что вырвался из другой, не менее беспощадной. Поскольку пройти ее до конца все равно невозможно, я только лишь уделю ей положенные шесть часов — посмотрим, до какого уровня получится дожить.
Дополнительное чтение: продвигаясь по хронологии, я обнаружил, что Telengard — это коммерческая версия длинной серии игр, восходящей к игре 1975 года для PLATO под названием The Game of Dungeons или dnd. Дэниел Лоуренс, создатель Telengard, скопировал элементы из игр для PLATO и разработал Dungeons & Dragons (ок. 1977) для мэйнфреймов DEC, а затем попытался продать ее под названием Telengard (1982). Среди других игр этой серии — Dungeon of Death (1979), Dungeons and Dragons for Heathkit DOS (1981), The Standing Stones (1983), Caverns of Zoarre (1984) и DND (1984).