Современные ролевые игры — для слабаков. Вы начинаете в безопасном месте, узнаете предысторию вашего героя, и отправляетесь выполнять первое задание про убийство крыс. Не успеешь обернуться, как он уже шестого уровня и сжигает кобольдов файрболами.
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/image-43.png)
А вот, для сравнения, первый опыт моего персонажа в Telengard.
Игра: Ваше имя, благородный сэр?
Я: Артурус.
Игра: Вы спускаетесь в глубины подземелья Теленгард.
Игра: Хотите ли вы подняться наверх, спуститься ниже или остаться на этом этаже?
Я: Остаться.
Я: Двигаться на север
Игра: Вы видите дракона третьего уровня. Будете драться, колдовать или убегать?
Я: Драться!
Игра: Вы наносите 4 единицы урона. Дракон наносит 14. Вы мертвы!
Игра: И вот так еще один слабак сыграл в ящик. Хотите сыграть снова?
Правда, эта игра — чистое безумие. С другими героями я добился большего успеха, но все они погибали, пока я прерывался на написание этого поста. Дело в том, что даже если вы ничего не делаете в течение пяти секунд, игра натравливает на вас врагов. И нет никакой возможности поставить ее на паузу! Вот прямо сейчас моего очередного героя убил скелет.
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/image-44.png)
Всякий раз, как вы проводите ход на одном месте, есть шанс найти сокровище. Даже не отходя никуда от лестницы в самом начале игры, я подобрал больше тысячи монет, кольцо защиты и кольцо регенерации. За это время меня попытались убить шесть монстров; получилось у мумии. Безумие, говорю вам.
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/image-45.png)
В общем, по всем признакам Telengard — игра из семейства Rogue.
[Дополнение: Я не знал, о чем говорил в 2010 году. Эта игра не имеет ничего общего с roguelike. Она входит в линейку DND, начало которой положила игра Game of Dungeons для компьютеров PLATO. Подробности ищите в конце текста.]
Руководство пользователя задает тон в типичном для этой эпохи драматичном ключе. При создании персонажа вы случайным образом получаете для него характеристики и придумываете имя, и на этом все — ни выбора расы, ни класса.
Как и в Rogue, вы можете сохранять вашего персонажа, но каждый раз после загрузки игра удаляет сохранение. Так что если он погиб, то с концами. Ну и разумеется, случается это очень часто. А еще это единственная игра, в которой есть специальная кнопка для совершения самоубийства. Поверьте, когда вы через несколько секунд после создания героя натыкаетесь на великана третьего уровня, ничего больше и не остается.
![](https://oldgamestimes.ru/content/images/2023/08/image-46.png)
Золота тут попадается много, но проку от этого никакого, поскольку купить все равно ничего нельзя. Но каждый раз, когда вы поднимаетесь наверх в таверну, собранные монеты автоматически переводятся в опыт, что здорово. Не то чтобы это спасало при встрече с драконом четвертого уровня.
Неприятное открытие — когда подбираешь предмет (оружие, кольцо, щит и т. п.), он заменяет тот, что уже был у вас, и я таким образом лишился «меча +2». Впрочем, все равно он бесполезен против минотавра пятого уровня.
Еще тут есть заклинания, которые герой получает по мере увеличения уровня. Ничего экзотического: волшебная стрела, усыпление, лечение, и при их использовании тратится мана. Но я пока не прожил достаточно долго, чтобы разобраться, как они восстанавливаются.
Я уже наверное надоел своим нытьем, но в Telengard погибаешь так часто, что в это даже сложно поверить. С этой игрой мы явно не подружимся — я только что вырвался из другой, не менее беспощадной. Поскольку пройти ее до конца все равно невозможно, я только лишь уделю ей положенные шесть часов — посмотрим, до какого уровня получится дожить.
Дополнительное чтение: продвигаясь по хронологии, я обнаружил, что Telengard — это коммерческая версия длинной серии игр, восходящей к игре 1975 года для PLATO под названием The Game of Dungeons или dnd. Дэниел Лоуренс, создатель Telengard, скопировал элементы из игр для PLATO и разработал Dungeons & Dragons (ок. 1977) для мэйнфреймов DEC, а затем попытался продать ее под названием Telengard (1982). Среди других игр этой серии — Dungeon of Death (1979), Dungeons and Dragons for Heathkit DOS (1981), The Standing Stones (1983), Caverns of Zoarre (1984) и DND (1984).
![](https://1.bp.blogspot.com/_I182g1bK2Yw/S4s3hHmHO7I/AAAAAAAAAEs/zBlAkR8aTpA/w1200-h630-p-k-no-nu/telengard.gif)