Ultima — очки здоровья и прогресс

· прочитаете за 4 мин.

Если и есть понятие, общее для всех ролевых игр, так это «хитпойнты» (или «очки здоровья», или «жизнестойкость», смысл один). Они применяются даже в шутерах, и для современных игроков это нечто само собой разумеющееся. Однако те, кто вырос в аркадных залах, помнят, что раньше все, что было у вашего героя — запас «жизней». Пропустил три вражеских выстрела, потерял все жизни — игра закончена.

Собственно, хитпойнты — наследие настольных ролевых игр, которые в свою очередь произошли от стратегий. Они делают ваши действия более взвешенными, позволяя экспериментировать и идти на риск. И в конечном итоге все, что вы делаете в RPG, крутится вокруг хитпойнтов. Вы покупаете броню получше, чтобы сберечь свое здоровье. Вы находите более мощное оружие и заклинания, чтобы лишить врагов жизни быстрее, чем они вас. Кольца, защищающие от огня, холода, яда или паралича нужны лишь затем, чтобы сберечь хитпойнты, а повышение уровня героя — чтобы увеличить их запас. Если бы вам не нужно было обо всем этом заботиться, ваш персонаж всю игру проходил бы в драной рубашке и с кинжалом.

Как я уже говорил, система, применяемая в Ultima, вполне логична: в ней нет опыта и уровней, но здоровье вашего героя все равно увеличивается. Другой вопрос, что в более поздних играх вы повышаете максимальный объем хитпойнтов, а не пополняете текущий запас — для последнего нужны целебные зелья и заклинания. В Ultima же доходит до абсурда — когда ваш персонаж на последнем издыхании, нужно залезть еще глубже в подземелье и победить несколько монстров. На данный момент я скопил 2556 хитпойнтов по сравнению со стартовой сотней, и судя по количеству цифр, больше 9999 их быть не может. И их можно купить за деньги!

Серая Звезда выходит из подземелья... более здоровой.

Как бы то ни было, в прошлый раз я собирался купить фрегат. Но когда я добрался до магазина «Супер-дупер транспорт Скутера»1, выяснилось, что они продают еще и летающие машины и шаттлы! Я уже и позабыл про фантастическую составляющую Ultima. Честно говоря, вас застают врасплох: вот вы рубите орков мечом, а спустя малое время носитесь на летающей машине и жжете всех из лазеров. Я не выдумываю — буквально через пару часов после начала игры я вообще перестал пользоваться традиционным оружием.

Купив машину, я начал исследовать карту мира. Она состоит из клеток, 250 в высоту и 350 в ширину (итого 75 тысяч квадратов). Это больше, чем казалось — замучаешься картографировать. Да, забыл уточнить, что игра полностью пошаговая, и если ваш персонаж стоит на месте, в мире ничего не происходит.

Угощайся импульсами электромагнитного излучения, бездарь!

Всего в Ultima четыре основных континента: земли Лорда Бритиша, Неизведанного Мрака2, Опасности и Отчаяния3, а также земли Феодальных Лордов4. На каждом есть как минимум один замок с королем, который выдает задание. То, что мне поручил Лорд Бритиш (найти Гробницу Потерянной Души5) я выполнил довольно быстро, за что он прибавил +10 к Силе персонажа… и отправил снова искать гробницу. Да уж, продвинулся по сюжету.

Я так и не понял, что нужно делать, чтобы расправиться с Мондейном6. Может, это станет ясно, когда я выполню задания других королей. Насколько я помню, со временем придется купить шаттл и отправиться сражаться с TIE-файтерами. Нет, я опять не шучу.

Путевые заметки

  • Я купил волшебную палочку, но не могу понять, как ей пользоваться. Ее можно взять в руки, но стандартные команды атаки не работают. Вместо этого игра спрашивает, хочу ли я атаковать с помощью палочки.
Да пошла ты, Ultima. Что мне еще с ней делать?
  • Даже за убийство кальмаров и морских чудищ получаешь деньги — где они их, интересно, носят?
  • Пиратские корабли нельзя взять на абордаж (такое точно можно было делать в более поздних частях).
  • В дополнение к летающей машине и шаттлу можно купить скафандр и «отражающий» костюм. Прямо в том же магазине.
  • Если попытаться украсть что-нибудь из кладовых в городе или замке, на вас набрасывается орава стражников и казнит вас на месте.
  • В отличие от упомянутых в прошлом тексте городов, в игре множество мест и персонажей, которые больше ни в одной части не появляются. Город Богатых7, Город Бедных8, Город Воображения9, Столпы Озимандиса10, Город Змеи11, Потерянный Король12, Черный Дракон (ещё один король). Впрочем, я очень давно играл в другие эпизоды, так что могу ошибаться.
  • Здесь есть Шамино13! Мало того, он один из королей, и хочет, чтобы я убил балрога. Что ж, теперь одна из побочных сюжетных веток в Ultima VII обрела смысл.
  • На островках разбросаны дорожные знаки, которые повышают характеристики героя. Кроме того, один из них выдает вам оружие при каждом посещении, причем лучше того, что у вас уже есть. Если у персонажа нет вообще ничего, он получает кинжал. Если кинжал уже есть — выдает топор, и так далее. Радостный, я выкупил все оружие, какое было у торговцев, и поспешил к знаку, чтобы увидеть более мощные образцы… и получил всего лишь кинжал. Дело в том, что по пути на меня нападали воры, которые утаскивают все оружие и броню, кроме надетых на героя.

Дежурные шесть часов давно уже миновали, но мне нравится эта игра, и к тому же это самая первая Ultima! Я просто обязан ее пройти. Кстати, а вы можете вспомнить примеры отсылок у древним играм, которые появились годы спустя в других проектах?

  1. Scooter's Super Duper Transport
  2. Lands of the Dark Unknown
  3. Lands of Danger and Despair
  4. Lands of the Feudal Lords
  5. Grave of the Lost Soul
  6. Mondain
  7. City of Wealth
  8. City of Poor
  9. City of Imagination
  10. Pillar of Ozymandais
  11. City of Snake
  12. Lost King
  13. Shamino

ℹ️
Автор: Честер Болингброк
Перевод: Александр Трифонов
Дата публикации оригинального текста: 17.02.2010
Ultima: Hit Points and Progress
A blog in which a dedicated addict plays through all PC computer role-playing games (CRPGs), in chronological order.