Ultima

· прочитаете за 4 мин.
Ultima

Мой «маленький» проект охватывает более 500 игр — точное число я еще не подсчитывал, чтобы не потерять мотивацию. Учитывая это, удивительно, как быстро я добрался до уже знакомой мне игры. Но вот он я, перепрохожу первую Ultima десять лет спустя. В оригинале она вышла в 1981 году, но я отыскал издание для DOS 86-го года. Насколько я понимаю, в нем та же самая механика, но несколько улучшена графика.

Традиционно для той эпохи, в руководстве пользователя примитивный по сути игровой мир расписывается во всех красках. Так, про орков сказано: «Живущие племенами полулюди, почти не отличающиеся от диких зверей. Они ненавидят все, созданное людьми и уничтожают любые проявления человеческой культуры. Говорят, им нравится вкус человечины». В самой же игре это всего лишь одна из разновидностей врагов, которых вы уничтожаете десятками. Это не значит, что читать руководство неинтересно. Если у вас богатая фантазия, то при приближении орка, вы можете придумать у себя в голове небольшой разговор с ним, который непременно закончится тем, что орк принюхается к вам и заорёт «Едааааа!».

На этой странице больше текста, чем во всей игре. Я не жалуюсь, просто констатирую.

Удивительно, как много странностей я успел позабыть. Например, при создании персонажа помимо человека можно выбирать из эльфа, хоббита и гнома, и я что-то не помню таких рас в последующих проектах. Я нечасто играю магами, так что на этот раз сделал исключение. Забавно, что в Ultima волшебник может использовать любое оружие и броню, а вот какие у него минусы, непонятно.

Ваш герой начинает посреди королевства Сосария, и его главная задача — победить колдуна Мондейна, наводнившего мирные некогда земли монстрами. Неподалеку от точки старта находится замок Лорда Бритиша, рядом с городом… Британния? Серьезно? Даже не знаю, внесли ли это изменение в DOS-издание, чтобы провести связь с Ultima 4-7 (в них так называлось все королевство) или так и было в оригинале. Ну да ладно, пора поговорить с местным правителем. Я зашел к Бритишу, чтобы узнать побольше о задании, но он тут же отправил меня искать Гробницу Потерянной Души и не возвращаться без этого. Ну что ж, путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.

Замок лорда Бритиша и город Британия. Увы, про мантры и руны мне пока никто ничего не рассказывает.

Управлять можно только с клавиатуры, а разговаривать можно только с королем и некоторыми торговцами. Но и тут есть забавные нюансы. Бард Иоло, который начиная с четвертой части станет вашим верным соратником, встречается в каждом городе и распевает песни. Вот город Paws, который в Ultima IV находился южнее замка Лорда Бритиша, а вот Yew, будущее обиталище друидов. А еще здесь есть City of Fawn, который появится в седьмой части, и Montor оттуда же. Хотя в магазинах продаются одни и те же товары, у всех лавочек очень колоритные названия: «Финская бакалея малышки Карелии», «Холодная сталь», «Самый быстрый свежайший рынок» и так далее.

В замке Потерянного короля.

Прямо с старта вы начинаете голодать — что ж такое то с этими древними RPG и постоянной нехваткой пищи? Каждые два шага отнимают порцию еды, поэтому поначалу почти все золото тратишь на припасы. Только когда скопишь больше тысячи порций, можно расслабиться и приобрести оружие и броню получше (ну и заклинания в моем случае). К счастью, если приобрести средство передвижения вроде лошади, расход пищи сильно сокращается.

Не хочу спойлерить, чем закончилась эта битва, но...

Повышение запаса здоровья происходит также, как в Akalabeth: спускаетесь в подземелье, убиваете монстров, возвращаетесь назад, получаете повышение. Звучит нелепо, но в игре нет ни системы получаемого опыта, ни уровней персонажа, поэтому запас хитпойнтов — единственное мерило вашего прогресса. Да и вообще, в большинстве более поздних ролевых игр все в итоге к этому и сводится. Еще здоровье можно улучшать, платя взятки Лорду Бритишу. Буквально в прошлом посте я жаловался, что во многих проектах некуда потратить деньги, но Ultima — приятное исключение. Кроме того, магу приходится еще и запасаться заклинаниями — зарядов «kill» много не бывает!

Похоже, мясо снова в меню, ребята!

Как и в Akalabeth, в подземельях применятся вид от первого лица. У них тоже забавные названия, вроде «Несвятой дыры». Монстров тут больше разновидностей, а еще вам попадаются гробы, сундуки (обычно с ловушками) и волшебные барьеры. Враги постоянно возрождаются, так что в безопасности себя ощущать нельзя нигде, и если заберетесь слишком далеко, можно уже и не выбраться.

Опять крысы. В каждой игре есть крысы.

Во время пробной прогулки я несколько раз спустился в подземелье, пару раз умер, возродился с 99 очками здоровья и еды и получил дополнительное задание от некого «Потерянного Короля» (появляется ли он в последующих играх?) на убийство желатинового куба. В обоих замках, что я посетил, в темнице держали принцесс, и я смутно припоминаю, что они еще сыграют роль в сюжете. В любом случае, Гробница Потерянной Души расположена на другом острове, так что я собираюсь потусоваться в местных подземельях, пока не наберу хотя бы тысячу хитпойнтов и 2000 золота. Затем куплю фрегат и исследую остальной мир. Хочу сказать, что происходящее мне уже нравится гораздо больше, чем Akalabeth, Rogue, и Temple of Apshai вместе взятые!


💡
Автор: Честер Болингброк
Перевод: Александр Трифонов
Дата публикации оригинального текста: 16.02.2010
Game 4: Ultima (1981)
A blog in which a dedicated addict plays through all PC computer role-playing games (CRPGs), in chronological order.