Я отметил Oubliette как игру 1983 года просто потому, что именно тогда она была переделана для DOS, но оригинальная версия была написана на мейнфрейме PLATO в 1977 году. Она и несколько других игр были «детьми» популярной игры под названием dnd (основанной на Dungeons & Dragons), которая была написана примерно в 1975 году. В ту эпоху игры были некоммерческими, свободно распространялись и дополнялись программистами.
Дата выхода: 1977 год (версия для PLATO), коммерческая версия для DOS — 1983 год
Начал играть: 22 июля 2010 года
Мы можем считать dnd одной игрой или пятьюдесятью, в зависимости от того, сколько вариаций мы хотим включить. Такая же проблема существует и с ранними Roguelikes. Я нахожу много путаницы в ряде Roguelikes 1980-х годов: Hack, DND, Telengard, Amulet of Yendor, Heathkit DND, Larn и так далее. В некоторые из них я, возможно, вообще не смогу поиграть. (Попробуйте поискать в Google «DND» или «Hack» и посмотрите, сможете ли вы найти ссылку на малоизвестную DOS-игру 1980-х годов среди всего остального.)
Вернёмся к Oubliette (термин французский — «подземелье», но буквально означает «место забвения»). Суть игры заключается в том, что игровой мир под названием Токал — это суровое и жестокое место, полное монстров и враждующих племён гуманоидов. Великий волшебник по имени Лигн основал в этом мире единственный форпост цивилизации: город-замок с глубоким подземельем, в которое сбрасывали различных монстров. «По мере того как подземелье и город над ним развивались, среди молодых горожан стало популярным отправляться в подземелье в поисках золота и славы, почти как обряд посвящения». Вы управляете партией таких искателей приключений.
Я не знаю, сколько в этой игре оригинального кода, а сколько было добавлено для DOS-версии 1983 года, но в любом случае она довольно крутая. Я нашёл текстовое руководство на сайте, посвящённом C64, и не могу поверить, сколько инноваций они впихнули в столь раннюю игру — включая элементы, которые мы не видим ни в одной другой CRPG.
Например:
- При создании персонажей вы выбираете одну из восьми рас: гном, эльф, гнолл, хоббит, человек, кобольд, огр и орк. «Монстровые» расы быстрее продвигаются по уровням, но также имеют короткую продолжительность жизни (очевидно, что персонажи часто умирают от старости в этой игре, и, в отличие от Might & Magic, нет способа это изменить). Эльфы и гномы живут долго, но также продвигаются очень медленно. Я знаю только одну другую игру — Phantasie, — в которой можно играть за столько разновидностей «монстровых» персонажей.
- Есть невероятное количество классов — десять: наёмник (боец), маг, мудрец, священник, крестьянин, ниндзя, вор, паладин, самурай, рейнджер. Природа классов предвосхищает более поздние, более продвинутые игры своими навыками. Наёмники — это необученные бойцы, паладины — сочетание наёмников и священников, мудрецы — сочетание священников и магов и так далее.
- Игра предлагает набор из шести атрибутов D&D, и, как и в Wizardry (на самом деле, я вижу влияние этой игры на Wizardry), атрибуты определяют, какой класс вы можете выбрать. Ваша раса и пол также влияют на эти атрибуты. Опять же, это очень продвинуто для игры 1983 года, не говоря уже о оригинальной версии 1977 года.
- После создания персонажа вы должны выбрать гильдию для прохождения «ученичества». Есть 19 гильдий, но доступ к ним ограничен в зависимости от класса и атрибутов, я думаю. После вступления возможны три варианта:
1) вы заканчиваете обучение, и ваш возраст и атрибуты соответственно увеличиваются;
2) вы не заканчиваете обучение и становитесь крестьянином (хотя и играбельным);
3) вы умираете во время обучения.
Последнее, очевидно, часто случается с некоторыми короткоживущими расами. Если вы не закончите обучение, вы можете повторно поступить, но это займёт время. - Я создал человека-самурая, который умер в первый раз в возрасте 23 лет. Я сгенерил его снова, и он окончил обучение во второй раз, но уже в 51 год. Уф. В любом случае, эта система гильдий очень креативна и уникальна для этой CRPG.
- В игре шесть уровней заклинаний для клириков и священников, по три-четыре заклинания на уровень. Именно здесь влияние игры на Wizardry становится более очевидным (или Oubliette добавила их для переиздания 1983 года на основе Wizardry?), поскольку каждому заклинанию даётся загадочное название — TOKSHEF, NARFIET, FEHALITO — многие из которых звучат как их аналоги в Wizardry.
После создания персонажей вы, конечно, экипируете их, но начинаете вы со случайным количеством золота, и кто знает, что вы можете себе позволить. К счастью, Грюндиг (владелец магазина) продаёт «заострённые палки» за 2 GP — лучше, чем кулаки, я полагаю.
Как только вы попадаете в подземелье, перед вами появляется знакомый, хотя и немного примитивный экран: сверху — список вашей партии, справа — графическое изображение в виде каркаса, слева — окно с информацией о происходящем. Опять же, сравнение с Wizardry просто поразительно.
В бою вы сталкиваетесь с группой врагов, и у вас есть несколько вариантов: от стандартной атаки до более рискованной, наносящей больший урон. Вы также можете уклониться, произнести заклинание или использовать предмет. У воров — особенно у женщин-воровок — есть уникальная возможность попытаться «соблазнить» монстра. Если это удаётся, монстр присоединяется к вашей команде и сражается на вашей стороне в течение всего боя. В случае неудачи вы сразу же умрёте, так что это рискованный шаг.
К сожалению, атаковать могут только два первых персонажа в линии, а дальнобойного оружия нет, поэтому все остальные просто стоят на месте, пока не заработают несколько уровней заклинаний (в начале игры у вас их нет). Если один из персонажей погибает, у вас есть возможность похоронить его прямо в подземелье! Не знаю, есть ли в этом практическая польза или это просто такая форма отыгрыша.
К сожалению, согласно по крайней мере одному руководству, которое я нашёл в Интернете (помните, что обычные правила не распространяются на мои временные отступления), в игре нет главного квеста или способа «победить». Возможно, это и хорошо, потому что если бы был способ закончить игру, я бы не отказался. Если бы я рецензировал эту игру в правильном порядке, в начале проекта, я мог бы сыграть в неё несколько раз и дать ей достойный шанс, но сейчас… что ж, мне есть, где побывать. Тем не менее, если вы любите старые игры и хотите получить оригинальный опыт, попробуйте Oubliette.
Дата публикации оригинального текста: 22.07.2010