Ultima III

· прочитаете за 6 мин.
Ultima III

Следующей игрой в моем списке должна была стать Wizardry II, которая ничем не отличается от оригинала, кроме подземелья, где происходит действие (по нынешним меркам, это дополнение). Но заставить ее работать я не смог: нужно перенести персонажей из первой части, что через DOSBox сделать не получается. Можно попробовать купить сборник The Ultimate Wizardry Archives с первыми семью частями сериала, но его уцелевшие CD-копии стоят от 70 долларов, и нет гарантии, что получится перенести персонажей даже в этом случае.

Вслед за ней идет Ultima III: Exodus (а потом, вы не поверите, Wizardry III — в начале 80-х все остальные ролевые игры еще не придумали). Сразу хочу сказать, что она отчасти искупает грехи второй части: это действительно нормальная игра, а не глупые выдумки Ричарда Гэрриота (Richard Garriott). На сей раз это традиционное фэнтези, без всяких световых мечей и полетов в космос. Бои стали более тактическими, магическая система — глубже, снаряжение — более разнообразным, и появился смысл посещать подземелья.

Наконец, это первая Ultima, выпущенная основанной Ричардом студией Origin Systems — до этого он разрабатывал и издавал их в одиночку.

Игра вышла в 1983 году на Apple II, Atari и Commodore 64, а я играю в DOS-версию, появившуюся два года спустя. Впрочем, я скачал специальный фанатский патч, улучшающий графику и звук — сравните картинку ниже с той, что в начале статьи.

Начиная с Ultima III, руководство пользователя стало играть очень важную роль. Вот уж в чем Гэрриот и Origin всегда отличались, так это дотошным подходом и фантазией при создании дополнительных материалов. К каждой Ultima прилагалась матерчатая карта мира (я где-то читал, что Гэрриотт долго не мог найти издателя для Ultima II, потому что настаивал на том, чтобы в комплекте с игрой обязательно была карта) и затейливо написанное и богато иллюстрированное руководство. Вот, например, цитата из самого начала:

С возвращением, о славные искатели приключений! Долгим было ваше пребывание в этом странном царстве, но это достойная передышка для великих героев. Славны имена тех искателей приключений, которые сразили могущественного волшебника Мондейна и его злобную супругу Минакс. Менестрели лорда Бритиша до сих пор слагают песни об эпических сражениях, в которых были повержены эти некроманты. Хроники Ultima I и Ultima II свидетельствуют о твоих деяниях во имя славных подданных королевства Сосария.

Время почивать миновало. Ныне ты не пребывал бы здесь, коли не услыхал бы в отдалении рев боевых рогов и не ощутил бы в своей крови вопль родственных душ, пребывающих в лютой нужде. Тебя призывают, и этому зову противиться нельзя. Это твой долг и твоя судьба.

В целом, тексты хороши, но иногда авторы все же перебарщивают с метафорами — например, фраза «С падением Мондейна мир растекся по всей Сосарии, словно растопленный мед».

Завязка такова — некий Эксодус, дитя Мондейна и Минакс из первых двух частей, появился на острове из лавы посреди океана. Никто не знает, человек ли это, чудище или демон. Впервые о нем стало известно после обнаружения корабля без команды, с именем Эксодус, написанным кровью на палубе. Кроме того, в окрестностях замка Лорда Бритиша появился безумец, провозглашающий «Из глубин Ада он несет возмездие!».

В современных играх все это показали бы в сценке на движке, но мне даже больше нравится читать об этом в руководстве. А какие тут описания заклинаний! В Ultima III, как и в Wizardry, они разбиты на магические и жреческие, по 16 штук в каждой категории. В игре вы произносите заклинание, указывая персонажа и букву заклинания. У магов есть 16 заклинаний, каждое из которых имеет букву от «A» до «P». «A» клерика обращает нежить, а «C» волшебник дарует свет.

Я не вкладывал столько труда даже в свои свадебные клятвы.

Вот как описано заклинание «Свет»:

Вы произносите sum obla uricum obrey, распыляя в воздухе щепотку порошка, собранного из паучьего гнезда, долгое время прогревавшегося солнцем.

Вот это я понимаю, творческий подход! Пара заклинаний расписаны настолько заковыристо, что я до сих пор не понял, что они вообще делают.

Кроме того, это первая игра в серии, где есть целый отряд героев, а не один персонаж, а также классы и расы, которые в более поздних выпусках уже не появятся. Например, «пушистики» — реально, небольшие мохнатые существа. Кроме традиционных воина, вора, мага и жреца персонажи могут быть паладинами, варварами, бардами, иллюзионистами, друидами, алхимиками и рейнджерами. У каждого свой набор боевых и магических умений, так что выбирать приходится с умом.

Игровой процесс Ultima III в целом похож на прошлые части: вы исследуете мир с видом сверху, и почти каждая кнопка на клавиатуре отвечает за какое-нибудь действие. Интересная деталь — нельзя увидеть, что находится за углом, пока не повернешь за него, а также видимость затруднена в густых лесах и горах.

А вот бои тут совсем другие: хотя на глобальной карте видно только одного персонажа, в пошаговых боях, проходящих на отдельных аренах, сражаются все четыре члена отряда. Они могут передвигаться по полю боя, атаковать врагов холодным и дальнобойным оружием либо колдовать — довольно-таки продвинутая система для своего времени.

Что раздражает — монстры могут бить ваших героев по диагонали, а вот персонажи этому не обучены, поэтому атакуют врагов только по прямой линии. Словно ферзи и ладьи в шахматах. У каждого персонажа и противника своя иконка, так что чей сейчас ход, не перепутаешь, и эта система доживет в более-менее похожем виде аж до Ultima V.

Как и в прошлых частях, исследование подземелий проходит с видом от первого лица, но они тут более разнообразные. К сожалению, в них все также с каждым шагом расходуется запас еды, и можно с легкостью помереть от голода, особенно если наткнешься на гремлинов, ворующих припасы.

Запас здоровья героев теперь привязан к их уровням, которые повышаются после визита к Лорду Бритишу, который также дает полезные советы. Кроме того, в его замке можно встретить старых знакомых Иоло, Гвенно и, впервые в серии, шута Смешка (Chukles). Кажется, на этот раз убивать их не придется.

Вы не собираетесь требовать с меня дань?

Первым делом я составил карту королевства Сосария, которое оказалось не таким уж большим, посетил все города и собрал подсказки от местных жителей. Как и в Ultima II, у каждого есть всего по одной фразе, но они хотя бы не такие тупые и раздражающие.

Мне удалось выяснить, что Эксодуса я найду за серебряным змеем, что мне понадобится экзотическое оружие, чтобы его победить, и оно же защитит меня от великого зла. Другие фразы включали в себя советы отыскать некое место Амброзию, Святилища Истины, путешествовать сквозь водоворот, поговорить с шутом в Замке Огня, и отыскать «знаки» и «карты». Последних вроде бы всего четыре штуки, и нужно будет их вставить в какую-то панель. Знать бы, как это все связано.

Еще в отдалении виднеются другие города и подземелья, но чтобы до них добраться, нужно раздобыть корабль. Карту мира на клетчатой бумаге тут воссоздать сложно, поэтому я импортировал скан оригинальной матерчатой карты в специальную географическую программу MapInfo. Помимо нанесения сетки координат, она позволяет делать заметки про разные локации. Перебор? Может быть. Но тем веселее!

В следующем посте я расскажу, как добился победы — третья часть тоже оказалась не такой уж долгой.


💡
Автор: Честер Болингброк
Перевод: Александр Трифонов
Дата публикации оригинального текста: 08.03.2010
Game 8: Exodus: Ultima III (1983)
A blog in which a dedicated addict plays through all PC computer role-playing games (CRPGs), in chronological order.