Как я уже говорил, последний раз я проходил игру десять лет назад. Тем не менее, я помню про нее довольно много, например, где расположены все города и каких компаньонов в них можно найти.
Многое, впрочем, я успел позабыть, например расположение святилищ и подземелий, или что нужно делать, чтобы овладеть каждой добродетелью. Еще у меня сильно перепутаны воспоминания про четвертую и пятую части (в какой из них был летающий ковер?). Но это и к лучшему — посмотрю на игру свежим взглядом.
В основе игра мало отличается от Ultima III: смотрим на игровой мир сверху, он разбит на квадраты с лесом, полями, водой и так далее. Управление только с клавиатуры: нажимаете А, чтобы атаковать (attack), T, чтобы поговорить с кем-то (talk). Клавиша (z)tats показывает характеристики героя, которые остались неизменными: сила, ловкость и разум, но вот от мудрости избавились, поскольку теперь особой разницы между заклинаниями мага и жреца нету. Поскольку мой герой — воин, у него нет запаса маны, но начинает игру он с топором и в кожаной броне.
Я отправился в ближайший город — это оказался Джелом, обитель воинов. Другие классы начинают возле своих городов. При общении с горожанами выявилась одна из особенностей четвертой части — диалоги. В прошлых двух играх население отделывалось от вас одними и теми же фразами, к примеру, «Копайте чтобы найти ЭКЗОТИКУ» или «УБЕЙТЕ МИНАКС ПРИ ПОМОЩИ ЗЫБУЧЕГО МЕЧА!». Так же часто они говорили что-нибудь бесполезное, например, «УХХ, Я КРУТОЙ» или «ЭЙ, ХОЧЕШЬ КУПИТЬ ЧАСЫ?». В Ultima IV же нужно самому печатать вопросы (Кроме UltimaIV-VI, я не знаю других игр с подобными возможностями), и персонажам есть, что вам ответить!
Вот первый пример: на улице Джелома я решил поговорить с проходящим мимо солдатом. Игра сообщает: «Вы встретили отважного воина. Он говорит, что его зовут Слит», и тут перед вами появляется строка для ввода текста. Я помнил, что практически все персонажи откликаются на запросы типа ИМЯ и ЗАНЯТИЕ (помнится, в Ultima VII с этим немного пошутили, поставив спектакль, в котором предполагается, что это единственные слова, которые произносил Аватар), поэтому наша беседа выглядела так:
ЗДОРОВЬЕ: Легко ранен!
ЗАНЯТИЕ: Я сражаюсь в битвах!
БИТВЫ: Настоящая отвага проявляется не в телесной мощи, но силе воли! А ты отважен?
ДА: Тогда никогда не сбегай с поля боя, только если нет другого выхода!
Несколько других запросов выдали лишь ответ: «С этим я не могу тебе помочь», поэтому я распрощался с солдатом. Конечно, это не самая содержательная беседа, но один только этот разговор дал больше информации, чем все жители одного города в Ultima III, или все персонажи Wizardry, вместе взятые. В частности, я узнал, как достичь одной из добродетелей, Отваги — никогда не сбегать из сражения.
Как вы уже заметили, ключевые слова можно подмечать из ответов собеседников. Вот, например, беседа с рейнджером:
ИМЯ: Меня зовут Люк.
ЗДОРОВЬЕ: Неплохое.
ЗАНЯТИЕ: Я нахожусь в поисках внутреннего света.
СВЕТ: Я направляюсь из Скара Брей в Йу. А ты бывал в Скара Брей?
НЕТ: Это город духовности!
ДА: Он основан на добродетели Правосудия!
Из других разговоров я узнал, что в подземелье Дестард находится красный камень, с помощью которого нужно получить «треть ключа». И там же нужно оборонятся против беззлобных существ и стараться не убивать их. Еще в диалогах можно проявлять те или иные добродетели. Например, если кто-то спрашивает, не Аватар ли вы, нужно отвечать «нет», иначе испортится ваша Честность. А если ответить утвердительно на вопрос «самая отважная ли вы из душ?», пострадает Смирение.
Иногда вам могут подкинуть тему для разговора, про которую вы даже не догадывались. Например, воин по имени Хротгар сказал мне, что человек по имени Эзоп знает мантру Отваги. Вы никогда не подумали бы спросить об этом Эзопа, встретив его: застенчивый парень, прячущийся в лесу и сомневающийся в собственной храбрости. А теперь по запросу МАНТРА он поведал мне, что для Отваги это «РА», а соответствующее святилище находится на острове по соседству.
Один из плюсов игры в Ultima IV с доступом к Интернету заключается в том, что я могу найти, откуда взялись некоторые из этих имен. С Эзопом все понятно, но оказалось, что Хротгар — это аллюзия на Беовульфа (в Icewind Dale, помнится, тоже есть Хротгар). Воин по имени Тимрод может быть либо игрой с библейским Нимродом, либо данью уважения американскому поэту Генри Тимроду (Henry Timrod). У него есть такие строки, посвященные настоящему американцу:
В его случае нет разницы, в какое столетие или ultima thule его занесет. Он везде сохранит те черты характера, которыми отличается его нация.
Ultima thule — термин, использовавшийся средневековыми географами для обозначения «дальних земель за пределами известного нам мира». Вот вам и происхождение названия игры.
Должен отметить, что система разговоров в итоге оказалось менее революционной, чем она мне запомнилось. Персонажи реагируют на столь малое количество ключевых слов, что проще было бы сразу выдавать игроку их список, как в Morrowind или в Quest for Glory. Ну и потом, печатать отдельные слова — все равно это не полноценное общение. Хотя вы можете иногда отвечать «да» или «нет» на вопросы, до современных ветвистых диалогов, как в Baldur’s Gate, Planescape: Torment или Neverwinter Nights игре очень далеко. Но все же для своего времени эта система очень продвинутая, и благодаря ей вы немало узнаете об игровом мире и основном задании.
Джелом я исследовал быстро, и с двумя его жителями не смог поговорить — они находятся за дверьми, которые нужно взломать отмычкой. Один из них скорее всего Джоффри, которого я не смогу взять в команду, поскольку сам играю воином. Больше тут делать нечего, и я ухожу из города. Пока я думал, как бы выбраться с острова, перед мной появились лунные врата, перенесшие меня на другой остров, к городу Скара Брей. Заметьте, я еще ни разу ни с кем не сражался! Но за этим дело наверняка не встанет.